Случаи усыновления детей в России отнюдь не редкость. В стране ежегодно обретают новых родителей тысячи детей. Это, однако, отнюдь не умаляет того факта, что еще большее число ребят вынуждены жить и взрослеть в детдомах, ведь число сирот по-прежнему значительно превышает количество желающих взять их под опеку. В дискуссиях, развернувшихся вокруг аморального запрета на усыновление детей американцами, часто не упоминают о том, что наряду с облегчением усыновительных процедур внутри страны неплохо бы заняться главной проблемой. И задуматься над причиной массовых отказов от детей в России, свидетельствующей о глубоком социальном кризисе, в котором находится значительная часть общества.
Пока проблему решают, что называется, всем миром. Отметим, что наряду с простыми людьми брошенных детей нередко берут под свою опеку и звезды. Редакция «НГ-политики» решила выяснить, сколько известных россиян взяли под свою опеку малышей.
Одной из наиболее известных матерей-усыновительниц является телеведущая Светлана Сорокина. Решение взять под опеку ребенка Сорокина, по ее собственным словам, приняла в прямом эфире (тогда она как раз вела передачу о проблемах опеки). Ее дочке Тоне не так давно исполнилось уже 12 лет. Сама Сорокина, отвечая на вопросы об удочерении, признается: она даже не помнит, что ее ребенок когда-то жил в детском доме. Отметим, что приемным родителем стал и другой ее коллега – экс-ведущий новостей НТВ Андрей Норкин, ныне главный редактор телекомпании «Эхо ТВ». Журналист и его жена Юля, будучи родителями двух собственных детей, усыновили еще двух мальчиков, оставленных в роддоме.
Многие не знают, что и обаятельный сын стилиста Сергея Зверева также приемный. Сергей-младший знаком многим читателям «НГ-политики» по телепередаче «Звезда в шоке», которая несколько лет назад выходила на одном из музыкальных телеканалов. Никто из телезрителей не узнал бы в доброжелательном отпрыске Зверева-старшего некогда больного ребенка из Иркутского детского дома. Зверев признается, что после первых трех лет пребывания малыша в казенном доме его пришлось несколько лет после усыновления в буквальном смысле выхаживать. Рассказывая журналистам о том, почему он решился на усыновление, стилист, модельер вспоминает о своем визите в детдом: «Когда я вошел в комнату деток, которые совсем не могли ходить, я чуть со страха не умер. Деревянные кроватки были изгрызены! Я подумал: «Крысы! А это дети… Я был в шоке! Их там почти не кормили. Еду воровали и тащили к себе домой. Я схватил этого мальчишку и выбежал!» Поступок Зверева для представителей российского шоу-бизнеса не уникален, но и не так распространен, как, скажем, у американцев. Однако известно, что двухлетнего мальчика несколько лет назад усыновила певица Татьяна Овсиенко.
Актриса Наталья Белохвостикова стала мамой приемыша в 55 лет. Приехав однажды с мужем Владимиром Наумовым на концерт в детский дом, пара познакомилась там с пятилетним мальчиком по имени Кирилл. Супруги не смогли удержаться, когда ребенок попросил их в следующий раз привезти ему крестик. Белохвостикова с супругом выполнили просьбу Кирилла, а затем решили его усыновить. «Мы подумали: это ведь так для нас легко – дать человеку шанс! – рассказала в одном из интервью Наталья Белохвостикова. – Вся жизнь ребенка изменится, когда, казалось бы, все было предрешено».
Пример Белохвостиковой не редкость для ее коллег по цеху. Двухлетнего мальчика по имени Леша усыновила актриса Екатерина Градова, знаменитая радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Она взяла его в том самом детском доме, из которого брали малюток для съемок фильма. У актрисы Ирины Алферовой, кроме дочери Ксении, есть приемный сын и две дочери, которых она удочерила после смерти подруги.
Недавно стало известно, что популярный актер Виктор Раков также стал отцом третьего ребенка – приемного, несмотря на то, что у него уже имеются в наличии взрослые дочь и сын. Сын Даниил появился в семье актера более двух лет назад, однако открыть правду журналистам Раков решился только сейчас. «У нас давно появилась мысль расширить нашу семью. Дочка уже поступила в институт, у нее началась своя жизнь, а мы с Люсей (супруга Ракова. – «НГ-политика») довольно молодые. Так почему бы нам еще одного ребенка не вырастить».
Что касается власть предержащих, то и здесь свои герои. Правда, это случилось еще до принятия «антимагнитского закона». Речь идет об экс-губернаторе Тверской области Дмитрии Зеленине, который усыновил мальчика из детского дома, ставшего в итоге четвертым ребенком в семье. Отцом приемного сына стал несколько лет назад экс-министр здравоохранения Михаил Зурабов. Отметим, что, несмотря на вызванный законом резонанс, общественность пока не услышала ни об одном случае усыновления детей-сирот ни самими депутатами-инициаторами, ни кем-то еще из высшего эшелона власти. На прошлой неделе огромный резонанс получило письмо слепой девочки Наташи Писаренко к президенту Владимиру Путину, в котором она предложила подать главе государства пример и самому усыновить несколько больных детей. В письме констатируется плачевное состояние российской медицины: «В Интернете только и слышишь, как просят россиян пожертвовать деньги детям на операцию в Германию, США, Израиль». В обращении к главе государства она рассказала об отношении к ней российских врачей, для которых она «ребенок с однозначно неизлечимой слепотой», в то время как «злые американцы» поставили ей точный диагноз и вернули надежду обрести зрение.
Несмотря на достойные уважения поступки известных сограждан, проблема с усыновлением детей-сирот в нашей стране оставляет желать много лучшего. Если шесть из десяти американцев так или иначе имели дело с усыновлением (усыновляли или были усыновлены сами или через это прошли их родственники), то в России, по данным социологов, доля потенциальных усыновителей составляет около 13%. К тому же, как рассказала «НГ-политике» медсестра одного из детдомов, россиян интересуют только здоровые дети. За два года, которые женщина проработала с больными детьми, взять их к себе на попечение желали только иностранцы. При этом наших сограждан также можно понять, поскольку в стране абсолютно не развита качественная медицина. Ведь всем известно, что российские врачи работают много, получают мало и, как правило, малокомпетентны.
Недаром хитом Интернета стала минутная нарезка из выступления в программе «Пусть говорят» актера Сергея Белоголовцева, который признался, что ему стыдно быть русским, когда родители вынуждены по крупицам собирать деньги на лечение детей. Белоголовцев предложил «вылечить сначала всех больных детей», а затем тратить бюджетные миллиарды на проекты, которые сейчас являются для российских властей более перспективными. Например, на многомилионные зарплаты футболистов или на проведение зимней Олимпиады в субтропическом Сочи.