В Санкт-Петербурге работает всероссийский портал госуслуг, однако для горожан он не стал неожиданной новинкой. С 1991 года работа по информатизации и установлению обратной связи исполнительной власти с населением велась с переменным успехом. Лишь в начале нового тысячелетия она наконец-то стала давать практический результат и облегчать общение людей с чиновниками. Сейчас существует портал «Государственные услуги в Санкт-Петербурге». Этот проект осуществлен ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (ИАЦ).
Внедрение электронных услуг в Петербурге шло поступательно. Уже в 2006–2007 годах стало возможным направить через Интернет жалобу на районного или городского чиновника в вышестоящую инстанцию или обратиться в городскую прокуратуру. Ответы на эти жалобы (даже если это были просто отписки) стали приходить гораздо быстрее, чем на бумажные письма. Правда, по традиции, такая корреспонденция до сих пор приходит по «обычной» почте, которая в городе может доставлять письма две-три недели. В 2008 году портал госуслуг заработал в полную силу в пяти районах, затем – по всему городу.
За два последних года, по данным ИАЦ, было свыше 2 млн. обращений к этим ресурсам. Однако сложно говорить о проценте охвата питерцев, поскольку в пятимиллионном городе есть значительная доля населения, регулярно прибегающая к интернет-общению с госорганами, и не менее значительная доля людей, не освоивших новые технологии, – прежде всего это люди старше 60 лет.
Сейчас через Интернет можно записаться на прием в поликлинику, оплатить штраф, пополнить баланс на многоразовой карте «Подорожник» для проезда в транспорте, правда, активировать пополнение можно лишь офлайн – на станциях метро. В теории активацию можно осуществить и в так называемых киосках-инфопунктах, но эти попытки не удаются – на экране высвечивается надпись «Данная услуга временно недоступна». Кстати, когда на инфоматах было написано «Госуслуги», они подвергались регулярным актам вандализма – их крушили. После смены названия на «Инфокиоск» вандализм почему-то прекратился…
Что касается записи на прием в различные учреждения, то опыт показывает: если с получением номерка к врачу все более или менее налажено, то с общением с рядом госструктур возникают сложности. Так, получить кадастровый паспорт на квартиру в проектно-инвентаризационном бюро с помощью электронной записи можно без очереди, а вот записаться на получение свидетельства о собственности на ту же квартиру невозможно, хотя электронная услуга числится в реестре. Фикцией часто является и запись в МРЭО ГИБДД или на прохождение техосмотра.
Но количество услуг, предоставляемых через Интернет, увеличивается, через «электронную приемную» их можно получить уже 72: от оформления детских пособий или записи на регистрацию брака в загс до подачи тех же жалоб и заявлений. В городе декларируется и возможность оплаты коммунальных услуг онлайн. Но по факту практически невозможно заплатить через Интернет за электричество, а за газ можно заплатить только через сайт единственного банка, причем с комиссией для держателей карт других организаций.
Санкт-Петербург