Татарстан стал первым регионом России, в котором начали активно использовать сервисы электронного правительства, связавшего в единую IT-инфраструктуру республиканские ведомства. Сегодня через специальный портал можно заказать 138 различных услуг – от оплаты налогов или штрафов в ГИБДД до записи к врачу или подачи заявления на предоставление земельного участка многодетной семье.
Ежемесячно граждане более 1,7 млн. раз прибегают к использованию электронных госуслуг, рассказала «НГ» пресс-секретарь Министерства информатизации и связи Татарстана Юлия Гараева. «За 10 месяцев с.г. татарстанцы оплатили штрафы, пошлины и налоги на общую сумму более 500 миллионов рублей, – отметила Гараева. – При этом всего было оказано 13 миллионов услуг. В октябре портал госуслуг посетили почти полмиллиона человек, было сделано более миллиона запросов, подано более 145 тысяч электронных заявлений, 326 тысяч раз люди записались в электронную очередь».
Помимо штрафов или оплаты услуг ЖКХ портал позволяет посмотреть оценки детей в школе, получить информацию о ходе капитального ремонта своего дома и даже проверить качество купленного алкоголя по регистрационным кодам на бутылке, не отрываясь от компьютера или мобильного телефона. На портал госуслуг можно попасть также через специальные инфоматы, разбросанные по торговым центрам Казани. Однако, по свидетельству пресс-секретаря Министерства связи, из-за почти 100-процентного проникновения Интернета в Казани популярность инфоматов среди граждан стремительно падает, несмотря на то что бывают моменты, когда только они способны в полной мере обработать нужную заявку. Когда, например, корреспонденту «НГ» понадобилось забронировать день регистрации своего брака в загсе, портал госуслуг, открытый на домашнем компьютере, почему-то категорически отказался оплачивать пошлину с банковской карты – последний шаг после внесения в базу всех необходимых данных. Пришлось идти к инфомату, который, послушно проглотив две сотенные бумажки, выдал взамен свидетельство о брони и чек.
Еще одним популярным предложением электронного правительства стоит назвать систему «Народный контроль». С помощью этого сервиса можно подать жалобы в различные ведомства, касающиеся самых разнообразных проблем, начиная с чиновничьей волокиты в решении конкретных дел и заканчивая хамством водителя пассажирского автобуса. По словам заместителя министра информатизации и связи Татарстана Анисы Гайнуллиной, сервис призван изменить менталитет чиновников, заставляя их принимать конкретные решения по обращениям граждан, а не ограничиваться отписками. В сентябре из 3 тыс. обращений жителей республики, поступивших через электронную систему «Народный контроль» с момента ее запуска в апреле с.г., треть уже была успешно решена. В то же время заместителя министра огорчает тот факт, что чиновникам все же удается затягивать принятие решений по довольно внушительной части обращений. «Сегодня скопилось более 600 заявлений, срок рассмотрения которых уже превысил 30 дней, – посетовала Аниса Гайнуллина. – Тогда как система предусматривает принятие решений по обращениям граждан в течение 10 дней». По словам чиновницы, подавляющее большинство обращений жителей республики касаются качества дорог и экологии. Каких-либо жалоб граждан на коррупцию в правоохранительных органах или в судах, по словам Анисы Гайнуллиной, через систему «Народный контроль» пока не поступало.
Казань