Увлечение Льва Кузнецова (в центре) компьютерной техникой хорошо известно его коллегам.
Фото Игоря Михайлишина
Красноярский край в рейтинге московского Центра прикладной экономики по итогам 2011 года занял первое место среди регионов Сибири по уровню внедрения электронного правительства и по этому показателю вошел в первую десятку среди российских регионов.
Одним из первых шагов Льва Кузнецова на посту губернатора Красноярского края стало решение о создании в структуре регионального правительства летом 2010 года Министерства информатизации и связи. Никто этой новации на берегах Енисея не удивился: Кузнецов еще в первой половине нулевых годов, работая вице-губернатором в администрации своего друга Александра Хлопонина, прослыл убежденным технократом и даже получил от краевых парламентариев прозвище Пентиум, к которому относился с юмором.
Естественно, что при такой заинтересованности первого лица тема электронного правительства стала для краевой и муниципальной власти приоритетной. Глава края с редким энтузиазмом заставляет своих чиновников наводить виртуальные мосты с населением, нередко собственным примером пропагандируя преимущество современных информационных технологий. Так, он стал одним из первых красноярцев, получивших USB-ключ с электронной подписью, необходимый для проведения ряда операций на едином портале госуслуг.
«По мере развития проекта электронного правительства количество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, будет расти, – прогнозирует Лев Кузнецов. – В этом году все ведомства переходят на оказание государственных услуг по принципу «одного окна». Для Красноярского края, учитывая его размеры, это особенно актуально. Мы первыми в стране выпустили универсальные электронные карты, развиваем сеть коллективного доступа, организуем работу многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг. Однако вопрос нужно ставить шире: гражданин должен стать полноправным участником выработки государственных решений. Для этого понадобятся новые формы электронных коммуникаций».
Впрочем, высокие оценки столичных экспертов и бодрые рапорты чиновников не должны вводить в заблуждение: современные информационные коммуникации для получения госуслуг в Красноярском крае, по официальным данным, активно используют всего несколько десятков тысяч человек. «Даже опытному пользователю крайне сложно ориентироваться во всем многообразии информации, не говоря о большинстве наших граждан. Возникает много вопросов: как получить электронную услугу, где ее искать, что делать, если дома нет компьютера и Интернета и даже нет элементарных навыков работы в Сети?» – объясняет причины слабого интереса населения к новым услугам министр информатизации и связи Алексей Туров.
Для ликвидации интернет-безграмотности летом были сформированы специальные отряды из студентов Сибирского федерального университета, которые разъясняли землякам из глубинки идею электронного правительства. В частности, студенты рассказывали о принципе «одного окна» при предоставлении государственных услуг и алгоритме работы с порталом госуслуг. Сегодня инфоматы, через которые можно получить доступ к госуслугам, установлены в 139 населенных пунктах региона и охватывают все администрации городов, райцентров и несколько сельсоветов. Как показывает практика, терминалы наиболее востребованы в небольших и удаленных населенных пунктах. По словам Турова, в 2013 году инфоматы будут установлены в большинстве сельсоветов края.
Собственный корреспондент «НГ» в Красноярском крае за год дважды воспользовался возможностью сэкономить свое время при общении с госорганами. На получение загранпаспорта в УФМС и нового водительского удостоверения было потрачено в общей сложности меньше 30 минут! Пожалуй, впервые в жизни появилась возможность сказать чиновникам искреннее спасибо за эффективную работу.
Но не всем красноярцам так везет. Например, на портале электронного правительства www.24vkurse.ru можно прочитать немало нареканий граждан в адрес работы WEB-приемных медицинских учреждений Красноярска. «Полная неразбериха с записью в детскую поликлинику № 1. Записала онлайн дочку к кардиологу. Приезжаем – а нас нет в списках, хотя распечатка записи на руках», – возмущается Татьяна. «Регулярные проблемы с записью ребенка в поликлинику, – сетует красноярец Валентин. – Раньше не могли записаться на день здорового ребенка, сейчас же нет возможности записаться на любой день. Запись появляется слишком поздно, когда почти все время уже занято, а бывает, вообще не появляется». Стоит отметить, что на информатизацию сферы здравоохранения в Красноярском крае с учетом финансовых федеральных вливаний потрачено 535 млн. бюджетных руб., но пока эти траты мало отразились на качестве медицинского обслуживания красноярцев.
Красноярск