0
4509
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.12.2012 00:00:00

"И не надо никуда ходить"

Тэги: москва, электронное правительство


москва, электронное правительство Один из многофункциональных центров по оказанию госуслуг. Там, где вместо чиновника с полномочиями просто «говорящая голова», понуждение к взятке стремится к нулю.
Фото ИТАР-ТАСС

Какие услуги и как быстро можно получить, не выходя из дома, насколько реальна виртуальная запись в школу или детский сад, информзапросы какого рода наиболее популярны среди москвичей, а какие – самая настоящая экзотика, – обо всем этом ответственный редактор «НГ-политики» Роза ЦВЕТКОВА с пристрастием расспросила первого заместителя председателя комитета госуслуг правительства Москвы Сергея ПЛАТОНОВА.

– Сергей Юрьевич, какие услуги были предложены москвичам с самого начала на городском портале госуслуг?

– Понятие «услуга» в интернет-контексте появилось не так давно, это произошло с принятием в 2010 году Федерального закона «О государственных услугах в РФ». Именно в этом законе было впервые прописано, что такое госуслуги, как они должны оказываться, переводиться в электронный вид, то есть законодательно были обозначены основные принципы этой работы.

Ведь, несмотря на то что первые услуги в электронном виде в Москве появились еще 5–6 лет назад, например, около 80% москвичей уже давно получают единый платежный документ (ЕПД) по оплате коммунальных услуг. Но до принятия закона предоставление подобных документов находилось в довольно зачаточном состоянии – отсутствовало необходимое правовое регулирование. Теперь процесс реально пошел, и в настоящее время на московском портале государственных услуг – порядка 30. Все они достаточно разнообразны и, как показала практика, в некоторых случаях в электронном виде даже более востребованы, чем в бумажном. До конца года запланировано к ныне существующим 30 еще 35 услуг перевести в электронный вид. Хотя, должен признаться, из общего количества оказываемых в городе 280 госуслуг это составляет чуть менее 25%.

Также старожилом можно назвать сервис, связанный с выдачей удостоверений многодетным семьям, и в момент принятия эта услуга носила достаточно прорывной характер: впервые был реализован механизм межведомственного взаимодействия, при котором все сведения собирались соответствующими инстанциями, а заявителю только и оставалось, что прийти в свою управу непосредственно для того, чтобы наклеить на это удостоверение фотографию.

– Какая услуга – самая востребованная среди москвичей с тех пор как заработал портал?

– Как я уже сказал, сейчас спектр услуг значительно шире, и очень популярная услуга – запись на прием к врачу. Только в этом году ею воспользовались более 180 тысяч человек. Электронная запись сильно упростила жизнь горожан, теперь не надо приходить в поликлинику с самого раннего утра, записаться на прием теперь можно либо через специальные терминалы, либо через портал государственных услуг и даже через смартфон.

Оформить запрос достаточно просто: надо выбрать вид необходимой медицинской помощи, ввести свой округ и район, и все – человек записан. Но в то же время все наши электронные услуги строятся по такому принципу, что возможность заявителей самим прийти непосредственно в поликлинику или в какое-то ведомство, если им так удобнее, никакими рамками не ограничивается.

– Означает ли сказанное вами, что фактически в любую поликлинику города можно попасть таким электронным способом, все ли медучреждения Москвы входят в эту систему предварительной записи?

– В очень значительную часть поликлиник можно записаться без проблем в любое время суток, войдя в соответствующий раздел портала. И ответственно заявляю: в планах нашего Департамента информационных технологий – непосредственно он и занимается развертыванием этой системы – охватить все городские поликлиники в ближайшее время.

– Помнится, запись в московские школы по Интернету в свое время вызвала немало нареканий со стороны населения. Как сейчас обстоит с этим дело?

– Услуга записи в первый класс была запущена в декабре прошлого года. С одной стороны, она действительно подверглась критике из-за некоторых неучтенных моментов, с другой – она позволила сбить определенную остроту проблемы. Мы прописали достаточно четкие правила игры, и теперь не надо караулить у школы ночами, ожидая, запишут туда ребенка или нет. Не секрет же, что раньше, как только объявлялся набор первоклассников, родители буквально осаждали те учебные заведения, которые считали лучшими. Сейчас система полностью принимает все документы в электронном виде – предварительно никуда идти не надо: записались, а когда это уже необходимо, надо прийти в выбранную школу с документами и там уже все оформить. При подаче заявки высвечиваются как сами номера школ, так и их расположение и прочие данные справочного характера. В принципе это касается всех школ города, за исключением, может быть, каких-то специализированных, хотя и в большинство из них тоже записаться можно. Можно сказать, в систему предварительной записи вошли 99% московских школ.

– Эти правила касаются и детских садов тоже?

– Запись в детский сад по технике реализации – та же самая госуслуга в электронном виде. Теперь не надо ходить в окружные управления образования, можно подать заявку на портале госуслуг, и все подобные заявки учитываются в порядке очередности подачи. Подавать заявку можно гораздо раньше того времени, когда ребенку уже пора ходить в сад, можно встать в очередь с момента рождения ребенка, и многие родители уже так и поступают. Эта заявка все равно будет рассмотрена по достижении малышом возраста трех лет.

– Получается, что все эти услуги, хотя и называются электронными, все равно требуют непосредственного прихода заявителя на прием хотя бы однажды, по крайней мере для сдачи документов?

– Это один из ключевых принципов: если уж переводить услугу в электронный вид, то до логического конца. Ну согласитесь, что подать заявку в электронном виде для приема в школу можно, можно даже быть зачисленным, но в школу ходить все равно придется. Поэтому все равно гражданин должен хотя бы один раз, но в школу прийти, принести подлинники медицинских документов, там ему распечатают заявление, которое надо будет подписать, все эти документы лягут в личное дело. И, например, с классным руководителем познакомиться заочно никак нельзя.

Зато есть немало услуг, и уже действующих, и запланированных к запуску, которые переводятся в электронный вид полностью. Это, например, услуги Департамента социальной защиты населения. Суть которых в выплатах различного рода – по беременности и родам, многодетным семьям и ряду других категорий. В этой ситуации заявителю действительно достаточно будет только подать заявление в электронном виде. Остальные данные с учетом технологических возможностей мы можем получить самостоятельно. Мы взяли ориентир на то, чтобы большинство услуг по максимуму переводить на уровень, при котором можно полностью обойтись без посещений каких-либо наших служб, функциональных центров, городских служб «одного окна» и т.д.

Но, несмотря на целостный подход к предоставлению таких услуг, каждую из них все равно приходится разбирать на крошечные составляющие для того, чтобы понять: где мы можем отказаться от требования документа, где достаточно, скажем, скана документа, а где визит гражданина все равно необходим. Для того чтобы предъявить подлинники документов и уже тогда только получить услугу в полном объеме.

Ведь государственная услуга – юридически значимое действие, и в большинстве случаев она влечет за собой достаточно серьезные правовые последствия и – будь то выдача какого-то документа или выплаты, вплоть до предоставления жилья, – степень ответственности.


Сергей Платонов: «Многие электронные сервисы появились в столице задолго до федерального закона о госуслугах».
Фото Анастасии Цветовой

– Как виртуально можно проверить, что это действительно то самое лицо, которое реально обращается за помощью? Ведь у нас до сих пор не действует закон об электронной подписи.

– Механизмов проверки два. Первый – это когда человек заводит через компьютер свой личный кабинет: вводит свои данные, достаточно ФИО, паспортных сведений не нужно, ему приходит код подтверждения. Единственным проверочным моментом является необходимость ввода СНИЛСа – это личный номер социального страхования, он сейчас используется во всех московских и федеральных системах в качестве идентификатора. То есть мы полагаем, что если человек знает СНИЛС, это дает определенную степень безопасности, но очень невысокую. По такой регистрации предоставляются только некие наборы сервисов, которые не влекут за собой юридических последствий. Например, по упрощенной процедуре осуществляется та же самая запись в школу, потому что мы знаем, что человек потом придет и все равно предоставит паспорт и другие документы, подлинность которых можно проверить.

Или же, допустим, гражданин хочет узнать варианты своего потенциального трудоустройства. Для этого надо зайти в соответствующий раздел услуги, там не нужна персонифицированная информация, не нужны координаты трудовой книжки и всего прочего, надо просто ввести информацию, которую вы посчитаете нужным о себе сообщить, и вам будут даны теоретически возможные варианты трудоустройства.

Второй уровень регистрации – усложненный, когда человеку надо прийти либо в инженерную службу, либо в городской многофункциональный центр (МФЦ) предоставления услуг, которые сейчас создаются на территории каждого района города Москвы. Уже к концу года в половине из 125 районов столицы такие точки обслуживания будут созданы, и тогда отпадет необходимость бегать за каждым документом в разные районные службы. Человек приходит в МФЦ, где, проверив его личность при предъявлении паспорта, ему дают логин и пароль. С этого момента он может пользоваться уже некими государственными услугами, которые влекут за собой юридически значимые действия.

Но это еще не все. Главное, что мы реализовали и в каждой услуге применяем, это механизм проверки. У нас в городе есть такая система, распределенная территориально, – это так называемый базовый регистр информации, в котором содержится практически вся юридически значимая информация наших городских и большинства федеральных органов власти. То есть физически эта информация находится на носителях в ведомственных информационных системах, но мы знаем, что вся эта информация введена уполномоченными сотрудниками, и каждая электронная запись подписана электронной цифровой подписью. То есть каждый орган власти, каждый сотрудник, который туда что-либо вносит, понимает меру своей ответственности. И уже сегодня мы можем запросить порядка 150 различных документов из любого органа власти в автоматизированном режиме.

– Вернемся к самым востребованным электронным сервисам…

– Это помимо уже упомянутых просмотр экзаменационной работы и результатов ЕГЭ, бронирование путевок в городской летний лагерь, на выездной отдых без сопровождения родителей за счет бюджета, оплата штрафов, билинговая система расчета, подача сведений об объемах коммунальных платежей, по объему потребления воды. До конца 2012 года переводим в электронный вид услуги Департамента жилищной политики – это в первую очередь очень востребованная услуга, связанная с получением справок о зарегистрированных правах, такая справка очень часто нужна для предоставления в различные инстанции.

Среди достаточно редких, например, запросы на полеты на воздушных шарах. Есть определенные проблемы с услугами Департамента земельных ресурсов. Уже сейчас мы готовы технологически полностью реализовать в автоматизированном виде оформление земельных участков под имеющимся зданием, строением, сооружением. Для этого гражданину или юридическому лицу необходимо подать только запрос с нужными реквизитами, и через какое-то время, после проверки всех параметров, указанных в запросе, мы можем гражданину, заявителю выдать договор оформленной аренды земельного участка в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью. Но! Получив этот договор, заявитель на текущий момент не сможет отправить его в Росреестр, чтобы зарегистрировать, Росреестр по такой схеме пока не работает.

– Конфликт интересов?

– Да. Но мы пошли специально на этот шаг, исходя из следующей логики: пока никто не станет выдавать эти договоры, никто не начнет их принимать. И скорее всего Росреестру все же придется подобные технологии начать внедрять.

– Чаще всего мотивация к даче взятки возникает как раз там, где надо ускорить процесс получения необходимых документов, справок. Но среднестатистический бюрократ, как правило, в таком ускорении не заинтересован.

– Не берусь утверждать на сто процентов, но, по моим ощущениям, ментальность наших чиновничьих структур в определенной степени изменилась. Уровень коррупции в сфере предоставления госуслуг я бы оценивал крайне низко. И в этом залог обоюдного – гражданина и государства – успеха. И нельзя сказать, что кто-то из чиновничьего мира сопротивляется оказанию услуг в электронном виде. В первую очередь проблемы связаны с неготовностью отраслевой нормативной базы к переводу услуг в электронный вид. Имеются сложности и технологического характера, связанные с неполнотой баз данных, большого массива информационных носителей в бумажном виде, и некоторые другие проблемы.

Перечень государственных услуг, предоставляемых различными органами исполнительной власти города Москвы на портале www.pgu.mos.ru
Департамент здравоохранения города Москвы
 Услуг: 1
 1. Запись на прием к врачу
Департамент образования города Москвы
 Услуг: 4
 1. Запись в школу
 2. Предоставление информации о посещаемости и питании учащегося в образовательном учреждении
 3. Предоставление информации о результатах ГИА или ЕГЭ
 4.  Регистрация заявлений в государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей
Государственное учреждение «Инженерная служба» районов города Москвы
 Услуг: 2
 1. Оформление единого платежного документа
 2. Предоставление информации жилищного учета
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
 Услуг: 4
 1. Выдача разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
 на территории города Москвы
 2. Получение информации о выданных разрешениях на осуществление деятельности по перевозке пассажиров
 и багажа легковым такси на территории города Москвы
 3. Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном
 разрешении, сведений об изменении записи о транспортном средстве в резидентном парковочном разрешении
 и об аннулировании резидентного парковочного разрешения
 4. Внесение в реестр парковочных разрешений инвалидов города Москвы записи о парковочном разрешении
  инвалида, сведений об изменении записи о транспортном средстве в парковочном разрешении инвалида
 и о продлении действия парковочного разрешения инвалида
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ
 Услуг: 2
 1. Регистрационный учет транспортных средств
 2. Информация о перемещенных на специальную стоянку транспортных средствах
Департамент физической культуры и спорта города Москвы
 Услуг: 1
 1. Запись в спортивную школу
Департамент труда и занятости населения города Москвы
 Услуг: 5
 1. Поиск вакансий
 2. Заявление на поиск работы
 3. Заявление-анкета на оказание государственной услуги по временному трудоустройству
 4. Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых
  общественных работ
 5. Подача заявки на подбор персонала
Государственное учреждение города Москвы «Городской центр жилищных субсидий»
 Услуг: 1
 1. Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
 Услуг: 3
 1. Внесение изменений в учетное дело граждан, состоящих на жилищном учете, а также граждан, признанных
 нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских
 жилищных программ
 2. Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма
 3. Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение
Департамент земельных ресурсов города Москвы
 Услуг: 3
 1. Оформление и выпуск распоряжения об утверждении схемы земельного участка на кадастровой карте (плане)
  территории
 2. Выдача согласия на совершение сделок в отношении права аренды земельного участка
 3. Согласование межевого плана границ земельного участка
Департамент социальной защиты населения города Москвы
 Услуг: 2
 1. Информация о факте получения, неполучения (или о размере) пособий, компенсаций и других социальных выплат
 2. Справка о праве на государственную социальную стипендию для малообеспеченных студентов
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы
 Услуг: 1
 1. Путевки в детский лагерь
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
 Услуг: 2
 1. Подготовка градостроительного плана земельного участка
 2.  Подготовка свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта строительства
  (реконструкции)
Служба «одного окна»
 Услуг: 1
 1. Просмотр состояния обращения в службу «одного окна»
Управление записи актов гражданского состояния города Москвы
 Услуг: 1
 1. Заявка на государственную регистрацию заключения брака
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
 Услуг: 1
 1. Заявление на оформление охотничьего билета


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1521
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3431
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2511
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2025

Другие новости