К сожалению, у нас пытки в колониях носят системный характер. Все это тщательно скрывается и от общества, и от СМИ. В некоторых регионах мы замечали сговор членов Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) с руководителями колоний, и зачастую только московские проверки выявляют факты нарушений.
В Саратовском регионе в апреле был убит заключенный Артем Сотников. Когда выяснились обстоятельства гибели, председатель ОНК Таисия Якеменко, для того чтобы каким-то образом оправдать гибель заключенного, пыталась создать впечатление о том, что он отрицательно характеризовался. Помимо Саратовской области проблемными регионами являются республики Карелия, Мордовия и Тверская область. В Тверской исправительной колонии № 1 после якобы планового обыска, проведенного спецназом (!), пять заключенных были жестоко избиты, а один человек был убит. Сейчас берем эту ситуацию под контроль. На сегодняшний день применение спецсредств и физической силы к заключенным – норма, и зачастую региональное руководство ФСИН это насилие оправдывает.
При этом как минимум 10–15% людей в тюрьмах заведомо невиновны. Такой вывод можно сделать, исходя из статистики, ведь у нас 99% приговоров – обвинительные.
Главная проблема системы исполнения наказаний – отсутствие независимого гражданско-общественного контроля в судах и в уголовно-исполнительных учреждениях. Например, на весь Красноярский край всего три члена ОНК. Там 40 учреждений уголовно-исправительной системы, ну и о каком контроле можно говорить? Необходимо «перезагружать» Общественные советы при региональных УФСИН и вводить туда и независимых правозащитников, и блогеров, и людей с активной гражданской позицией. Главное, набирать их не из пенсионеров МВД и ФСИН, а из людей, которые действительно болеют за эту проблему, как, например, матери заключенных.