Приморский край на лондонской Олимпиаде представляли гребец Иван Штыль, пловчиха Виктория Андреева и легкоатлет Александр Шустов. Все они студенты Дальневосточного федерального университета. Иван Штыль принес в копилку российской команды бронзовую медаль в финальном заезде каноистов-одиночников на 200 м.
Дома медалиста встречали с помпой, а сам виновник торжества не без ерничества заметил, что свою медаль он посвящает возрождению детско-юношеского спорта в Приморье. Дело в том, что накануне Олимпиады один из самых титулованных и известных спортсменов края вместе с тренером Алексеем Капустой попытались уйти громко хлопнув дверью. Они заявили, что покидают приморскую Школу высшего спортивного мастерства, так и не дождавшись от нее должной поддержки. Выяснилось, что у спортсмена даже не было квартиры во Владивостоке. «Эта организация – болото, ее возглавляет человек, который не знает, что такое спорт, и не хочет его развивать, – объяснил Штыль. – Не вижу поддержки и смысла выступать за людей, которым это не надо». Спортсмен обвинил в равнодушии не только руководство школы, но и региональную власть, самоустранившуюся от решения проблем спортсменов. Болельщики подняли шум, а губернатор Владимир Миклушевский вынужден был улаживать скандал. После возвращения атлета из Лондона глава Приморья вручил ему ключи от квартиры, пообещал пересмотреть систему оплаты труда тренеров и отремонтировать центр подготовки спортсменов.
Этот скандал скорее не упущение Миклушевского, а печальное наследие экс-главы региона Сергея Дарькина. Бывший приморский губернатор понимал, что большой спорт – это большая политика, а болельщики – это электорат, и поддерживал команды, имеющие шансы выступать на самом высоком уровне. Но его отношение к спорту высоких достижений зависело от личных спортивных пристрастий. Дарькин с удовольствием играл в футбол, возглавляемая им команда «Луч» участвовала в губернаторском турнире по хоккею, он был постоянным зрителем домашних матчей баскетбольной команды «Спартак-Приморье». Рабочий кабинет украшали сувениры с клубной символикой, а в 2005 году он стал обладателем титула «Спортивный человек года». Его любимые команды (футбольный «Луч-Энергия», баскетбольный «Спартак-Приморье», женские команды по пляжному волейболу и бадминтону) финансировались из краевого бюджета. За четыре года действия краевой программы поддержки спорта на них закладывалось 2,5 млрд. руб., а на поддержку массового, юношеского спорта и строительство объектов физкультуры в казне отводилось лишь 2,9 млрд. руб.
Миклушевский не производит впечатление спортивного человека. Но настойчиво демонстрирует радость по поводу удачных выступлений приморцев. Болельщики сомневаются в его искренности: за полтора года жизни в крае команды вряд ли стали для него по-настоящему любимыми. Но независимо от отношения к спорту ему неизбежно придется решать проблему спортивного наследия Дарькина. Во-первых, краевая администрация входит в правления некоммерческих партнерств футбольного клуба «Луч» и баскетбольного клуба «Спартак-Приморье». Во-вторых, на губернаторе держалось и финансирование клубов, причем речь идет не только о бюджетных деньгах, но и поиске спонсоров. До сей поры приморские спортсмены были ориентированы только на трату денег, а не на их зарабатывание. Изменится ли краевая спортивная политика при Миклушевском, пока не известно.
Владивосток