В 2003 году в беседе с журналисткой Еленой Трегубовой бывший замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков про обстановку в стране сказал следующее: «Лет восемь еще будет спокойно, а потом – как взорвется!»
Можно сказать, что прогноз до недавнего времени главного идеолога Кремля сбылся: именно в указанные Сурковым сроки страну действительно захлестнули массовые митинги протеста.
«НГ-политика» решила проанализировать, как менялась протестная активность россиян за последние два года – с 2010-го по сегодняшний день. На основе сообщений в федеральных СМИ были выявлены характеры митингов и их количество за обозначенный период.
Массовые митинги вошли в моду в конце 80-х годов прошлого века, а потом надолго ушли из политической жизни страны. Но в декабре 2010-го неожиданно для всех националисты и болельщики устроили на Манежной площади многочисленный митинг, учинив при этом погромы. Это была реакция на гибель болельщика «Спартака» Егора Свиридова, погибшего в стычке фанатов с группой выходцев с Северного Кавказа. Тогда власть пошла болельщикам навстречу, пообещала разобраться с обстоятельствами гибели болельщика и найти виновных. В российской прессе в связи с этой акцией появилось 3861 сообщений.
В тот же период в регионах проходили акции протеста, вызванные социальными проблемами: жители Самары, Петропавловска-Камчатского, Ижевска и Хабаровска массово митинговали против инициативы президента Дмитрия Медведева сократить часовой пояс и требовали вернуть им «нормальное время». В то же время в ряде регионов России – Воронеж, Екатеринбург, Рязань (а также и в Москве) – прошли акции протеста против возвращения Церкви имущества религиозного назначения. Протестующие требовали остановить массовую передачу памятников Церкви и имущества, которое было национализировано после 1917 года.
Иркутские экологи провели серию акций против загрязнения озера Байкал, приуроченных к годовщине подписания Путиным постановления, легализующего деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, загрязняющего Байкал.
В Москве акции оппозиции хотя и носили более политизированный характер, например «Стратегия-31» – акции оппозиции за свободу собраний, в честь статьи 31 Конституции РФ, устраиваемые по 31-м числам на Триумфальной площади, но они были немногочисленны.
И, как правило, жестко разгонялись, даже на разрешенном митинге 31 декабря 2010 года арестовали лидеров «Солидарности» Бориса Немцова и Илью Яшина.
В Петербурге в феврале 2011 года оппозиция устроила митинг против губернатора Валентины Матвиенко, которая плохо организовала уборку снега с кровель и улиц. Акцию согласовали не сразу: сперва отказали под предлогом работы снегоуборочной техники в это время, потом митинг все же согласовали.
В Омске местные жители выступили за отставку губернатора Леонида Полежаева, «чье преступное бездействие» довело их до голодовки.
В Ижевске же устроили чисто политическую акцию – против монополии ЕР на власть. Зачинщиком власти выступал лидер «Яблока» – Сергей Митрохин, поддержать его пришли эсэры и «Патриоты России». В Брянске тоже прошел митинг против монополии ЕР.
В преддверии парламентских и президентских выборов «модераторы» со Старой площади нацелили прокремлевскую молодежь на борьбу с оппозицией и участие в контрмитингах. Например, в тот же день оппозиция устраивала митинг «Против произвола. Против коррупции. За честные и свободные выборы», прокремлевская молодежь протестовала против взяток и коррупции.
После рокировки тандема в сентябре 2011 года произошла политизация протеста. Активисты «Левого фронта», а также «Другой России», Партия народной свободы, «Демвыбор» Владимира Милова и Алексей Навальный митинговали против возвращения премьер-министра Владимира Путина на пост президента и против партии «Единая Россия», получившей в народе прозвище «Партия жуликов и воров».
В ноябре прошла серия акций «За честные выборы». Почти все партии, исключая, разумеется, «Единую Россию», митинговали за честные выборы: «Яблоко», «Справедливая Россия», «Патриоты России» и «Демократический выбор» выступили «за выборы без фальсификаций», одним из призывов стал призыв «голосовать за любую партию, кроме ЕР», за это особенно выступали Евгения Чирикова и Алексей Навальный. Партия народной свободы избрала другую тактику: голосовать против всех, а именно: перечеркнуть бюллетень. «Не голосовать ни за одну из марионеточных партий, поскольку оппозиционных партий не осталось» – такая стратегия получила название «Нах-Нах», по имени поросенка из детской сказки. К ней призывали Виктор Шендерович и Борис Немцов, а также другие лидеры ПАРНАСа.
После выборов в Госдуму состоялось сразу несколько митингов оппозиции, несогласной с результатами выборов. По подсчетам сторонних наблюдателей, в ночь подсчета голосов на экраны в пользу ЕР выводились проценты, полученные за разные партии: в общей сложности независимые эксперты насчитали 146%, что невозможно в принципе.
4 декабря состоялась акция на Триумфальной площади, малочисленность которой оппозиция объяснила тем, что основная масса народа участвовала наблюдателями на выборах. 5 декабря состоялся крупный митинг на Чистых прудах, по разным данным, в нем приняло участие от 5 до 10 тыс. человек. Закончился митинг несанкционированным шествием к Центризбиркому и массовыми задержаниями: автобусы ОМОНа перекрыли Театральную улицу, помимо рядовых активистов были арестованы Алексей Навальный и Илья Яшин. 6 декабря «Яблоко» устроило несанкционированный митинг на Триумфальной площади против задержания активистов 5 декабря. Туда же свезли активистов движения «Наши», проводивших акцию, в которой отстаивали результаты выборов.
10 декабря власти согласовали акцию «За честные выборы» на Болотной площади, куда неожиданно пришло около 100 тыс. человек. Это была первая акция подобного масштаба с 2001 года, когда люди вышли на улицу, чтобы защитить телеканал НТВ, переходивший в собственность «Газпрома». 24 декабря на проспекте Сахарова состоялась такая же крупная акция, в которой оппозиция предъявила власти ряд требований, в том числе освобождение политзаключенных и отмену результатов выборов в Госдуму. В это же время в поддержку Владимира Путина был устроен крупный митинг на Поклонной горе, куда пришло, по различным данным, от 90 до 130 тыс. человек. Если судить по скандальным публикациям в прессе, на этот митинг было мобилизовано большое количество бюджетников, пришедших на Поклонную не по своей воле, а по воле руководства. Среди участников наблюдались даже сенаторы. Поскольку численность превысила заявленное количество людей, организаторов обязали выплатить штраф, что на себя взял сам Путин.
Про декабрьские митинги в прессе появилось уже более 25 тыс. сообщений, это беспрецедентно за последние 20 лет.
4 февраля 2012 года состоялось шествие «За честные выборы», вновь закончившееся митингом на Болотной, в котором приняли участие почти все оппозиционные организации. Цифры участвующих снова разнились: от 80 до 200 тыс. человек. Февральским событиям было посвящено 20 140 публикаций в российской прессе.
4 марта сторонники Владимира Путина собрались на Манежной площади, где перед ними выступили президент Дмитрий Медведев и кандидат в президенты Владимир Путин. На митинге насчитывалось около 130 тыс. человек. Оппозиция провела на следующий день контрмитинг на Пушкинской площади, довольно немногочисленный по сравнению с предыдущими акциями. Он закончился попытками оппозиционеров остаться на ночь и разбить палатки, провокацией Сергея Удальцова, залезшего на фонтан и массовыми задержаниями. Следующий митинг состоялся 10 марта на Новом Арбате, где выступили Ксения Собчак, рассказавшая о своем наблюдении на выборах и предотвращении ряда фальсификаций, а также победившие на выборах муниципальные депутаты.
В то же время многие заговорили о слитии протеста, о бездарной организации и отсутствии тактики у оппозиции. Впрочем, лидеры оппозиции отчасти добились своего: был принят новый закон о партиях, и Борис Немцов, Владимир Рыжков и Михаил Касьянов регистрируют Партию народной свободы, была упрощена процедура регистрации партий. Количество сообщений о митингах в прессе достигло в марте 14 513.
Следующий крупный митинг состоялся только 6 мая, за день до инаугурации Владимира Путина. Оппозиция устроила шествие, и на Болотной площади должен был состояться митинг, однако из-за рамок металлоискателя проход оказался очень узким и был фактически заблокирован. Лидеры оппозиции Сергей Удальцов, Алексей Навальный, Илья Яшин устроили сидячую забастовку на мосту. Организаторы призвали народ поддержать лидеров. Люди боролись с сотрудниками ОМОНа, кидались пластиковыми бутылками и камнями, прорывали цепи заграждений. Многие говорили о подосланных сотрудниках в штатском, которые и устраивали эти провокации, ведь все это давало повод действовать более жестко и проводить массовые задержания. По данным ГУВД, было задержано около 460 человек.
Акции протеста продолжались все последующие дни. 7 мая люди с белыми ленточками и флагами собрались вдоль пути следования картежа Путина, но поскольку везде стояли заградительные барьеры, «белоленточники» просто гуляли по Москве. На следующий день за «прогулку по Москве» задержали Алексея Навального и Ксению Собчак, а также несколько человек. Оппозиция устроила лагерь на Чистых прудах, около памятника Абаю Кунанбаеву. Антиправительственный лагерь просуществовал неделю, потом по исковому заявлению местных жителей Басманный суд г. Москвы постановил очистить площадь у памятника от людей и мусора. Якобы экологический ущерб газону на Чистых прудах был оценен правосудной инстанцией ни много ни мало в 20 млн. руб.
Следующим местом дислокации оппозиции, в основном состоящей из молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет, стала Кудринская площадь около станции метро «Баррикадная». Однако и там митингующих не оставили в покое: практически с первых же дней начались задержания, у митингующих сотрудники ОМОНа отобрали воду, еду и деньги, собиравшиеся на содержание лагеря. Вновь был арестован Илья Яшин.
Примечательно, что стратегии как таковой у участников лагеря и оппозиционных митингов нет, есть только требования Болотной площади. Отсутствие тактики у оппозиции грозит переходом инициативы в руки популистов и радикализацией протеста, с одной стороны, и слитием протеста – с другой. Власть же, в свою очередь, похоже, не знает, как реагировать на каждодневный массовый протест, и периодически отвечает жесткими задержаниями.
И все же: за последние два года протест перерос из социального в политический. Поводом стали во многом результаты парламентских выборов. Люди стали выходить на митинги, чтобы их голос был услышан, но зачастую мирные акции протеста разгоняются. Все чаще возникает ощущение, что страна зачем-то сознательно доводится до точки кипения, а реакция власти на массовые выступления только подогревает обстановку в стране.
В материале использован обзор СМИ по данным информационно-аналитической системы «Медиалогия» с 1 декабря 2010 года по 16 мая 2012 года.