Рисунок Вадима Мисюка
Удивительно, но факт: ни одна из влиятельных и весьма заметных женщин, интервью с которыми посвящен сегодняшний номер «НГ-политики», не мечтает быть главой государства. В лучшем случае согласны быть женой президента, как Майрам Акаева, в худшем – вообще не видят себя в политике (продолжая в ней находиться) и настаивают на статусе домохозяйки (Евгения Чирикова). Что это? Женское кокетство, неверие в собственные силы или же осознание политической реальности современной России?
«За последние пять лет число женщин за рулем увеличилось вдвое». – голос ведущего одной известной радиостанции, сообщавшего о таком удивительном, на его взгляд, факте, был достаточно снисходителен. Ну как же, до сих пор среди большинства автолюбителей мужского рода и российской принадлежности бытует мнение – все беды на дороге от баб. Именно так, бабами, называют женщин за рулем автомобиля даже те, кто в другой обстановке, в пиджаке и при галстуке, целуют дамам ручки, дарят цветы или даже восхищаются их профессиональным опытом. Могу ошибаться, но вряд ли подобная статистика – стало ли больше женщин за рулем – уместна в любой другой европейской стране. Там этому удивляться неприлично, тем более что давно уже доказано – женщины более осторожны за рулем, чем мужчины, гораздо реже нарушают дорожные правила и становятся виновниками ДТП.
Но что до этого нашим, российским, мужчинам?! Которые подчас к служебному авто относятся с большим трепетом, чем к собственной жене. А какие мужские споры ведутся в Интернете: говорил или все же нет вождь Октябрьской революции В.И.Ленин знаменитую фразу про управление государством любой кухаркой! И что примечательно – в этой нешуточной дискуссии сами женщины, в потенциале пресловутые кухарки, участия не принимают. Не до того им, некогда.
Да и вообще политическая полемика в Сети – больше мужской удел, чем женский. Это заметно даже безо всяких специальных подсчетов. Когда готовился этот номер приложения, практически каждый, кто узнавал о том, что оно целиком будет состоять из «женских» интервью и материалов о самых влиятельных и обаятельных, обязательно спрашивал: «8 Марта ведь уже давно прошло! И 1 апреля тоже! Почему именно сейчас про женщин?» Излишне, наверное, уточнять, что этому обстоятельству удивлялась сильная половина человечества.
Впрочем, кажется, придет время и на обсуждение в ООН будет поставлен вопрос о перепроекции этих определений – сильная половина, слабая... Не зря же и больничные по уходу за ребенком мужчинам наравне с женщинами уже выдают, и посудомоечные машины давно в кухонный интерьер вписались. Нажал необходимую кнопку – и весь вечер свободен.
Так что если уж равноправие, то вплоть до анекдотов. Пока, правда, добрых шуток про женщин, неважно, блондинка она или с зелеными глазами, умная или просто Изаура, наблюдается мало. Чувствуется все-таки гендерная составляющая.
Из 83 глав субъектов Российской Федерации – всего одна женщина-губернатор. Многие СМИ в преддверии назначения Натальи Комаровой губернатором Ханты-Мансийского автономного округа в 2010-м взахлеб писали: число женщин-губернаторов удвоится! Ну правильно, меньше двух лет так и было: в Санкт-Петербурге – Валентина Матвиенко, в ХМАО – она, экс-глава комитета ГД по природным ресурсам и экологии. В нынешней Госдуме, кстати, число женщин по сравнению с прежней уменьшилось до 60. Число руководительниц на больших производствах несопоставимо с количеством руководителей.
В этом году впервые в современной политической истории России был составлен (согласно упоминаемости в СМИ) рейтинг 100 самых влиятельных женщин страны. Нам показалось интересным побеседовать не только с самыми топовыми персонами, но и с теми, кто, хотя и не вошел в список влиятельности, продолжают оставаться весьма заметными звездами на небосклоне российской общественной жизни.