Валентина Матвиенко: "Чиновникам следует прививать ясное понимание того, что они оказывают услуги гражданам, а не командуют ими".
Фото предоставлено пресс-службой СФ РФ
Она владеет четырьмя иностранными языками, и в большой политике, если учитывать советский период, – более 30 лет. Председатель Совета Федерации РФ Валентина МАТВИЕНКО возглавила рейтинг 100 самых влиятельных и успешных женщин страны, хотя иногда и у нее закрадываются мысли: «Сколько можно пахать, как раб на галере?» В эксклюзивном интервью ответственному редактору «НГ-политики» Розе ЦВЕТКОВОЙ Валентина Ивановна обрисовала контуры предстоящей реформы СФ, сравнила две школы кадров – СССР и современной России – и попыталась объяснить, почему так мало россиянок представлено в политике, во власти.
– Валентина Ивановна, в вашем послужном списке – работа на самых различных должностях и уровнях власти. Где и почему вам было наиболее интересно?
– Работа интересна тогда, когда она дает зримые результаты, оправдывает ожидания людей. Интересно – не значит просто и легко. Интересно – это когда не покидает желание думать, искать что-то новое, принимать решения, претворять их в жизнь.
Очень сложной была работа в правительстве Российской Федерации в качестве вице-премьера по социальным вопросам. Я пришла на этот пост сразу после августовского дефолта 1998 года. Положение в стране было просто катастрофическое, в социальной сфере – в особенности. Мизерные в то время пенсии, зарплаты учителям, врачам не выплачивалась месяцами, а в некоторых регионах – до года. Проработала на этой считавшейся «расстрельной» должности почти пять лет. Потребовалась полная отдача душевных и физических сил.
Зато уходила на новую работу с чувством выполненного долга, так как удалось добиться заметных изменений к лучшему.
Один из самых интересных периодов моей жизни, работы – это, конечно, Петербург. Быть главой одного из самых красивых городов планеты, средоточия культурных ценностей мирового значения и одновременно крупного научного и промышленного центра – это и огромная честь, и огромная ответственность. Ответственность перед жителями Северной столицы, перед всей Россией.
Программа, с которой шла на губернаторские выборы, из того, что затем привнесла сама жизнь, подсказали люди, была осуществлена. Я, команда Смольного делали максимум возможного, чтобы поднять город, обеспечить его стремительное развитие. Большую роль сыграли постоянное внимание и помощь Владимира Владимировича Путина, Дмитрия Анатольевича Медведева. Я глубоко признательна им за это.
В итоге город восстановил свой исторический статус, сберег и привел в порядок огромное количество памятников культурного наследия, активно решал копившиеся годами проблемы в экономике, социальной сфере, коммунальном хозяйстве, транспортной и энергетической инфраструктуре. Создан основательный задел для дальнейшего уверенного движения Санкт-Петербурга вперед.
– Ну, а ваша нынешняя должность? Не секрет ведь, что этот орган законодательной власти начинают потихоньку считать «собранием отставников». Нуждается ли, как вам кажется, Совет Федерации РФ в реформе? С чего вы намерены начинать?
– Великому американскому писателю Марку Твену принадлежит ставшая крылатой фраза: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Совет Федерации далеко не собрание отставников, не общество ревнителей старины, не ассоциация ветеранов политической сцены. Палата работает продуктивно, закрепленные за ней Конституцией РФ функции и полномочия выполняет.
Другое дело, что наша страна сегодня реализует программы, направленные на демократизацию государственно-политической системы, модернизацию других сфер общественной жизни. Готов ли Совет Федерации к качественному, эффективному решению связанных с этим задач? Мы, я имею в виду членов Совета Федерации, видим, что однозначно утвердительно ответить на этот вопрос нельзя. В деятельности Совета Федерации есть что менять, совершенствовать, развивать.
Первые шаги в реформировании палаты уже сделаны. Но еще больше предстоит сделать. Мы подготовили конкретные предложения, направленные на как можно более полную реализацию потенциала Совета Федерации как законодательного органа и как органа, представляющего и отстаивающего интересы регионов на федеральном уровне.
Предложения вскоре будут вынесены на общественное обсуждение. Мы хотим, чтобы оно было как можно более широким, чтобы в нем участвовали не только представители органов власти, специалисты, но и предприниматели, общественные деятели, те, кого принято называть рядовыми гражданами. Ведь палата работает на благо всех регионов, всего народа, всех слоев населения.
– Предусматривают ли намеченные верхней палатой реформы выборность членов Совета Федерации?
– Мы подготовили соответствующий законопроект. Он сейчас проходит экспертную оценку. Сразу же скажу, что в рамках Конституции РФ введение выборности сенаторов прямым голосованием населения регионов невозможно. В нашем Основном законе написано ясно: Государственная Дума избирается, а Совет Федерации формируется из двух представителей – от исполнительной и от законодательной власти.
Суть законопроекта в том, что кандидаты на пост губернатора предлагают избирателям трех возможных представителей в Совете Федерации от исполнительной власти. И вместе с ними проходят выборы. Избранный губернатор делегирует в верхнюю палату того кандидата из списка, который набрал наибольшее количество голосов избирателей. Если по какой-то причине сенатор прекратит свои полномочия, на его место заступает следующий по рейтингу.
С кандидатами в сенаторы от Законодательного собрания порядок следующий: депутаты региональных парламентов избираются населением. Представителя в Совет Федерации от регионального парламента его депутаты избирают из своих рядов.
Другого механизма введения выборности, не нарушающего Конституции РФ, просто не существует. Предложенная система повышает легитимность сенаторов, устойчивость деятельности Совета Федерации, доверие населения к верхней палате, так как жители региона участвуют в ее формировании.
– Многие сейчас с ностальгией вспоминают советские времена, в том числе и опыт кадровой работы той поры. Сопоставимы ли эти две эпохи в истории страны, на ваш взгляд?
– Ни одна историческая эпоха не начинается полностью с чистого листа. Как Советский Союз в некоторых отношениях стал продолжением Российской империи, так и современная Российская Федерация не является абсолютным и полным отрицанием советского наследия. Нравится это кому-то или нет, оно присутствует в головах людей, в образе жизни, в политических, экономических, социальных реалиях нашей страны. На мой взгляд, пугаться этого не следует. Мы просто должны постоянно ясно отдавать себе отчет в том, что именно в советском наследии, в советском опыте нас не устраивает в принципе, что придется какое-то время терпеть, а что, возможно, стоит сохранить, приспособив к современным условиям.
К последней категории принадлежит, по моему мнению, и опыт кадровой работы советского времени. Президент Медведев на недавней встрече с участниками проекта «Открытое правительство» признал, что система подготовки кадров, которая бы полностью нас устраивала, в Российской Федерации за эти годы так и не сложилась. Мы пользуемся здесь остатками советской системы, сказал он.
С моей точки зрения, сильной стороной советской системы подбора и расстановки кадров были как минимум две вещи. Это четкость критериев, по которым шел отбор руководящих кадров, и системность работы с ними. У нас сейчас нет ни того, ни другого. Вот тут и надо внимательно присмотреться к советскому опыту.
Разумеется, речь не идет о его копировании. Критерии отбора кадров сейчас должны быть совсем другие. Современная кадровая политика в отличие от советской номенклатурной модели должна быть демократической, то есть открытой, понятной и подконтрольной гражданскому обществу. Надо разрабатывать надежные фильтры на пути клановости, протекционизма, коррупционности в работе с кадрами. Для этого делать упор на конкурсы, экзамены, испытательный срок. Чиновникам следует прививать ясное понимание того, что они оказывают услуги гражданам, а не командуют ими, что они нанятые населением менеджеры.
Словом, интересных идей немало. Дело, повторю, за тем, чтобы выстроить их в четкую, понятную, эффективно работающую систему.
– Вы являетесь одной из немногих женщин, находящихся на верхних ступенях власти. Почему так труден женский путь во власть, в политику?
– Мне много раз приходилось отвечать на этот вопрос. Поэтому буду краткой. Спору нет, путь женщины в России во власть, в политику труднее, чем путь мужчин. Сказываются наши ментальные стереотипы, исторические и национальные традиции. Мы не так долго живем в условиях демократии. Но важно видеть и то, что ситуация меняется к лучшему. Несколько лет назад у нас в правительстве не было ни одной женщины-министра, сейчас их три. Есть женщина-губернатор. Немало женщин во главе муниципальных образований, бизнес-структур, ярких политиков. Словом, лед тронулся.
Раздаются призывы форсировать этот процесс с помощью такого инструмента, как установление квоты для женщин на определенных постах, должностях. Я против этого. Всегда считала и считаю, что главным критерием в кадровой политике должны быть профессионализм, компетентность, высокие личные качества. Если в ней решающими будут именно эти критерии, а не пол их носителя, то женщин на руководящих позициях во всех областях у нас будет не меньше, чем в других, более продвинутых в этом отношении государствах. Главное, чтобы были равные возможности, равные подходы, без гендерных перекосов как в одну, так и в другую сторону.
– Еще ни разу в современной российской истории до финальной части выборов президента РФ не доходила женщина. В чем вы видите причины? Рассматривали ли вы для себя такую возможность – пойти на президентские выборы в качестве кандидата и победить?
– Для меня несомненно, что Россия пока ментально не готова всерьез отнестись к самой возможности избрания женщины главой Российского государства. Но даже если бы этого фактора не было, на президентские выборы 2012 года я бы в любом случае не пошла. Судите сами. Партия «Единая Россия», в которой я состою, выдвинула кандидатом на президентский пост Владимира Владимировича Путина. Его программу я поддерживаю. Его профессионализм, опыт, лидерские качества самые высокие. Он пользуется в обществе такими авторитетом и доверием, каких не имеет в стране ни один другой политик. Следовательно, он кандидат номер один, которому никто не в состоянии составить реальную конкуренцию. Что голосование и подтвердило: убедительная победа в первом же туре. Зачем же мне было вступать в борьбу за президентский пост, если есть более достойный кандидат, взгляды которого я разделяю? К тому же у меня никогда не было президентских амбиций.
– Что для вас ваша карьера – есть ли еще не завоеванные высоты или уже закрадываются мысли: «Сколько можно пахать, как раб на галерах»?
– Говоря по правде, время от времени подобные мысли меня посещают, но пока ненадолго. Что касается «не завоеванных высот», то никогда о них не думала и не думаю. На первом месте у меня всегда стремление как можно лучше выполнять порученную мне работу. Думаю, это одна из основных причин того, что моя карьера сложилась достаточно успешно.
В Совете Федерации работаю с интересом, с драйвом. Вместе с коллегами хотим сделать многое для того, чтобы верхняя палата заняла достойное место в государственно-политической системе страны.