Молодым людям свойственна жажда перемен. Образ бунтаря, не убеленного сединами, описан еще классиками литературы прошлых веков. Однако до недавнего времени в современной российской истории оппозицию представляли опытные политики. Сегодня ситуация меняется, и у российской оппозиции появились новые лица. «НГ-политика» совместно с информационно-аналитической системой «Медиалогия» проследила этапы пути в медийном пространстве молодых (до 40 лет) лидеров новой оппозиции и постаралась понять, что поддерживает их мятежный дух. На основе сообщений о конкретной персоне в федеральных СМИ были выявлены «облака слов», которые демонстрируют, в какой области и в связке с какими словами встречалось имя бунтаря.
Молодой, образованный, перспективный, бесстрашный, с желанием работать во благо Родины – такой человек должен бы стать находкой для политической системы любой страны. Однако в российской действительности этот человек не среди политической элиты, а в рядах оппозиции. Зато горячо поддержан гражданами и членами оппозиционных движений. Алексей Навальный – человек из Интернета, названный российскими СМИ в декабре 2011 года «политиком года». Его деятельность вызывает противоречивые оценки: кто-то называет его борцом за справедливость, а кто-то уверен, что он работает «корысти ради» на правительство США. Имя Навального активные пользователи Интернета знают с создания провокационного проекта «РосПил» по борьбе с воровством в госзакупках, который получил награду Международного конкурса блогов и сетевых сообществ The BOBs в номинации «Наиболее полезный для общества ресурс».
Являясь миноритарием крупных государственных компаний («Роснефть», «Сургутнефтегаз» и др.), Навальный в судебном порядке требовал от их руководства раскрытия информации по вопросам, от которых непосредственно зависят доходы акционеров и прозрачность компаний. Алексей Навальный заставил полицию проверить, кому адресованы пожертвования «Транснефти», которые в 2005–2008 годах составили почти 15 млрд. руб. СМИ и сам блогер много писали о выигранных им судах с «Транснефтью», «Роснефтью», «Кировлесом» и т.д. Однако в 2011 году им заинтересовался Следственный комитет. Навальный лично был уверен: таким образом слились интересы крупного бизнеса и властей. Он принимает участие в оппозиционных проектах и митингах: «Антиселигер-2011», «Русский марш», митинги «За честные выборы». В ноябре 2011 года представители внесистемной оппозиции уговаривают интернет-героя идти в президенты. По оценкам экспертов, Алексей Навальный действительно может получить значительную электоральную поддержку, однако блогер пока отмахивается от большой политики. По политическим убеждениям называет себя национал-демократом.
Он уверен, что власть в стране сменится в ближайшие годы, когда «рейтинг Путина упадет до 15%, что изменит всю политическую систему. Если до 2007 года рейтинг базировался на его реальной популярности, то после держится за счет медиапропаганды». Всеобщая популярность пришла к Алексею Навальному в 2011 году, когда количество сообщений в СМИ о нем стало исчисляться тысячами. Всего с января 2009 года он упоминался в СМИ 43 262 раза. Навальный – своего рода новый бренд современной российской оппозиции. Об этом свидетельствует и то, что наиболее часто употребляемым словом в «облаке» стало его имя.
Другой бунтарь – Сергей Удальцов – известен как координатор движения «Левый фронт» и активный оратор с трибун большинства оппозиционных митингов. По его же словам, он более 100 раз подвергался задержаниям на митингах и демонстрациях, а также административным арестам. Примечательно, что столь мятежная душа созрела в семье московской интеллигенции – сын доктора исторических наук, племянник бывшего посла РФ в Латвии, правнук ректора МГУ и первого директора МГИМО Ивана Удальцова, в честь которого названа улица в Москве. Деятельность Сергея Удальцова всегда была связана с политикой. С 2008 года он депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации, возглавляет комитет по взаимодействию с группами социального протеста и вошел в состав Бюро Национальной ассамблеи Российской Федерации. С 2009 года он сопредседатель оргкомитета политической партии «Российский Объединенный Трудовой Фронт (РОТ Фронт)». С 2009 года в СМИ его имя встречается в контексте выступлений против столичного уже экс-мэра Юрия Лужкова. Сергей Удальцов выступал соорганизатором московских «Дней гнева», где являлся основной мишенью столичных правоохранительных органов – силовики должны во что бы то ни стало ликвидировать с митинга именно его – самого отчаянного и непримиримого. С трибуны он обращается к власти, цитируя основные положения программы ЕР. «Нам обещали, что каждый гражданин России будет иметь работу, получит долю от продажи природных ресурсов и переселится в доступное жилье. Все это вранье. Поэтому сегодня мы жестко требуем от властей встретиться с представителями нашей акции на высшем уровне», – говорит он на «Дне гнева» в феврале 2011 года. На «неповиновение» властей его требованиям бунтарь объявляет голодовки.
Многие граждане начинают сочувствовать Удальцову, слыша о злоключениях оппозиционера и очередном его аресте, называя действия властей «откровенным издевательством судебной системы над человеком». На последнем митинге «За честные выборы» 10 марта единственным задержанным ожидаемо оказался Сергей Удальцов, который всего-навсего «взобрался на решетку здания Минобороны и призвал граждан отправиться с ним на Пушкинскую, чтобы «пообщаться, как жить дальше». Вскоре, правда, он был отпущен. С января 2009 года его имя упоминалось в СМИ 23 666 раз, а расцвет популярности пришелся как раз на пред- и поствыборное полугодие: с октября 2011 по март 2012 года. Удальцов тоже является брендом, только уже именно протестных выступлений на площадях, о чем свидетельствует и «облако» слов.
«Облака» слов, наиболее часто встречающихся при упоминании в СМИ деятельности Евгении Чириковой, Сергея Удальцова и Алексея Навального. |
Среди бунтарей есть и представительница слабого пола. Евгения Чирикова приобрела известность в качестве ярого борца за Химкинский лес. До 2007 года она успешно шагала по карьерной лестнице инженера, пока не узнала о том, что в ее излюбленном месте семейных прогулок – Химкинском лесу – будут прокладывать дорогу, а деревья собираются вырубать. Став лидером движения «Экологическая оборона Московской области», в 2009 году обратилась с открытым письмом и видеообращением к Дмитрию Медведеву с требованием отправить возглавляемое Владимиром Путиным правительство в отставку и урегулировать противоречия с реализацией проекта трассы Москва–Санкт-Петербург и ЦКАД. В столице началась волна акций в защиту Химкинского леса, инициированная госпожой Чириковой. Именно в Химкинском лесу открылся гражданский форум «Антиселигер-2011». На открытии Евгению Чирикову провозгласили Жанной д'Арк, призвав присоединиться к ней «все рыцарство гражданского общества». В 2011 году защитники Химкинского леса начали всероссийскую акцию уже политического характера. Они призвали граждан составить «народный список предателей общественных интересов» и уже включили в него премьер-министра Владимира Путина и министра транспорта Игоря Левитина. По мнению экспертов, Евгения Чирикова, проиграв борьбу за лес, пытается таким образом закрепиться в политике. Она принимает участие во всех оппозиционных митингах. В январе 2012 года Чирикова встретилась в числе других оппозиционеров с новым послом США в РФ Майклом Макфолом, что посчитала «хорошим знаком». В российских СМИ ее имя упоминалось 13 929 раз, пик популярности пришелся на лето 2010 года, когда вопрос Химкинского леса стоял особенно остро. Самые распространенные слова в «облаке» – ее фамилия и «Химкинский лес».
Кроме этой тройки молодых лидеров современной оппозиции, разумеется, существуют и другие. Однако самыми заметными и наиболее цитируемыми являются именно названные персоны. Многие называют этих людей борцами за свободу и справедливость, кто-то уважает их за неравнодушие и смелость, а кто-то считает глупцами и предлагает заняться конкретным делом, а не стирать подметки башмаков на площадях. Однако фактом остается то, что эти молодые бунтари стали определенными символами нашей действительности, постепенно вытесняя мастодонтов российской оппозиции.