0
3422
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.02.2012 00:00:00

Прицел на кандидатов

Елена Шестопал

Об авторе: Елена Борисовна Шестопал - заведующая кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ. Исследование образов политиков было проведено кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ и было чисто академическим (то есть не было заказным). По правилам проведения качественных исследований выборка была сбалансирована по полу, возрасту и образованию Всего было опрошено около 200 человек в Москве , в Саратове, Дагестане Ставропольском и Красноярском краях, и Орловской области.

Тэги: выборы, президент, кандидат


выборы, президент, кандидат Избирательный ранжир: претенденты на президентство в бюллетенях выстроены в алфавитном порядке.
Коллаж Михаила Митина

Предвыборная активность улицы демонстрирует изменившееся отношение граждан к политике. А также к политическим деятелям, образы которых в сознании граждан в последние годы существенно трансформированы. Это внимание становится все более заинтересованным. Протестная политика.

Причина первая: ошибки элиты, результатом которых стала разрегулированность государственной машины. Возник замкнутый круг: лидеры нации допускают промахи, оппозиция негодует, власть реагирует – слишком часто неадекватно, и улица молниеносно выдает свой вердикт: в виде очередной протестной акции.

Вторая причина неполадок во властной вертикали, и гораздо более важная по своим последствиям, – меняющееся самоощущение общества. В то время как власть просто и привычно реагирует на беспорядки, люди все чаще превращаются в наблюдателей – в широком смысле этого слова. Рейтинги ведущих политиков не просто снижаются. Меняются подходы граждан к оценке событий и поступков представителей власти. Образы лидеров расплываются и собираются заново, уже в другой конфигурации. Сегодня нас интересуют те, кто пытается соревноваться в популярности с кандидатом № 1 президентской гонки – Владимиром Путиным. Через две недели россиянам предложат проголосовать за любого из них. Попробуем взглянуть на ведущих политиков страны глазами избирателей.

Геннадий Зюганов: загадка возросшей популярности

Начнем с образа лидера коммунистов. Исследование выявило много любопытных деталей. Так, удивительно, что после того как многие годы он был стопроцентно узнаваемым, менее чем за год (с апреля 2011 по январь 2012 года) появилось небольшое число респондентов (2,4%), которые не узнали лидера коммунистов по фотографии. Это были по преимуществу молодые люди, не смотрящие телевизор и не следящие за политическими событиями. Здесь мы впервые получили наглядное подтверждение того, что произошло не просто омоложение электората, но приход в политику поколения, которое уже не просто ничего не помнит о советском времени, но и мало что знает о постсоветской политической истории.

За этот же год более чем вдвое увеличилось число тех, кто одобряет его политические взгляды (с 13 до 27,1%). Такой популярности лидер коммунистов не имел до сих пор никогда начиная с 1993 года. Это, несомненно, результат не только протестного голосования против «Единой России», но и серьезной работы, предпринятой и КПРФ, и лично ее лидером в предвыборный период, что позволило продемонстрировать наличие стратегии и идеологии у данного кандидата. Феномен Зюганова проявил себя в том, что в ситуации, когда власть говорит о последовательном улучшении экономического положения страны, общество делает явный поворот влево.

Если говорить о привлекательности образа Зюганова, то она опирается прежде всего именно на политические, деловые и профессиональные черты, которые замечает почти треть опрошенных. За последний год внимание к ним (со знаком плюс) резко возросло. Респонденты решили, что политический профессионализм Геннадия Андреевича за этот год сильно вырос. Другой его сильной стороной являются морально-психологические характеристики. Правда, за последний год этот показатель изрядно снизился (с 38,5% в 2011 году до 23,5% в 2012 году). Ни внешность, ни поведенческие особенности не являются особо привлекательными для опрошенных. Как и у всех кандидатов в президенты, на внешность Зюганова респонденты обращают внимание исключительно перед выборами: это относится и к ответам со знаком плюс, и к ответам со знаком минус.

Если посмотреть на соотношение сторонников и противников лидера коммунистов, то стоит признать, что преданных сторонников у него почти вдвое меньше, чем однозначных противников: 7,6% против 13,5%. Противники так же, как и сторонники, обращают внимание на деловые и профессиональные качества. Парламентская кампания принесла ему не только новых последователей, но и более 40% тех, кому Зюганов-политик не понравился. Немало и тех, кто за последний год разочаровался в Зюганове-человеке (число отметивших морально-психологические качества со знаком плюс сократилось с 50% в 2011-м до 9,4% в 2012 году). Но особенно заметно снижение восприятия образа Зюганова по параметрам силы с 52,2% тех, кому еще год назад проявления силы в нем нравились, до 20,9% в настоящее время. Здесь речь идет не столько о разочаровании в Зюганове как человеке, а о том, что на выборах-2011 его воспринимали прежде всего как лидера партии, а сейчас его воспринимают именно в личном качестве и оценивают в сравнении с другими кандидатами.

Интересны мотивы, которые респонденты приписывают данному политику. Наиболее выпуклым из них является власть ради дела (более четверти опрошенных), хотя значение этого показателя снизилось за последний год. Но не менее значимым, по мнению респондентов, для Зюганова является и корыстный мотив (власть ради денег: 20,6%). Есть и те, кто считает, что власть ему вовсе не нужна (10,6%).

Среди опрошенных оказалось немалое число тех, кто голосовал за Зюганова на парламентских выборах – 17,6%. Число же тех, кто собирается за него голосовать 4 марта 2012 года, составляет несколько меньшую цифру: 14,1%.

Эти особенности образа Зюганова были выявлены на рациональном уровне восприятия. На бессознательном уровне он выглядит чуть лучше, чем на рациональном, но в целом образ выглядит амбивалентным: число привлекательных и непривлекательных оценок почти одинаково.

Но самое важное в его образе, что позволяет ему столько лет играть роль лидера в российской политике, – это его ощущение гражданами как человека, органичного нашей культуре и традициям: он воспринимается как очень «свой» 67,5% опрошенных.

Если сравнить образ Зюганова сегодня с его восприятием на предыдущих этапах, то бросается в глаза резкое снижение параметра агрессивности (активности) и силы. При этом на бессознательном уровне он в последнее время восприниматься как фигура не вполне самостоятельная. Хуже того, как показал анализ полученных нами ассоциаций, в настоящий момент в образе Зюганова появились признаки возможного поражения.

Между тем Зюганов остается, хотя и не для всех, приятным, но очень естественным, мужественным и сильным лидером, что и определяет его электоральный потенциал. При этом загадка популярности лидера коммунистов лежит не столько в его личной притягательности, сколько в той идеологии, которой он придерживается, в наличии у него программы и в последовательности, непротиворечивости его образа.

Владимир Жириновский: его время, кажется, уходит

Наблюдатели давно заметили, что Жириновский обладает способностью вызывать прямо противоположные чувства у своих сторонников и противников. Но за ним нельзя не признавать необыкновенный талант, который одни высоко ценят, а другие считают проявлением клоунады и признаком политической безответственности.

Восприятие этого политика не осталось неизменным. Оно подверглось переоценке в самое последнее время. Если в наших прежних исследованиях мы замечали, что люди, голосовавшие за Жириновского, раньше очень неохотно признавались в этом, то сейчас 14% наших респондентов безо всяких оговорок и стеснений ответили, что они проголосовали за ЛДПР на парламентских выборах, и это много. Но за Владимира Жириновского как за президента собираются голосовать только 8,6%. Эти цифры, нерепрезентативные для страны в целом, представляют тем не менее большой интерес, так как показывают своего рода легитимацию образа данного политика в массовом сознании и определяют границы его одобрения.

В образе лидера ЛДПР наиболее выпуклой характеристикой являются его политические взгляды и со знаком плюс, и со знаком минус. Почти четверть опрошенных отметили, что он им нравятся, хотя с апреля 2011 года Жириновский подрастерял своих сторонников (их было 39%, а осталось 24,7%). Примерно столько же, сколько и одобряющих, составляют респонденты, которые не разделяют его политические ценности (28%). Такая поляризация оценок образа лидера ЛДПР является, можно сказать, его фирменным знаком. Приписываемые ему мотивы достаточно разнообразны. Главным является мотив корысти (21,5%). За ним следуют амбициозность и властолюбие. Примерно каждый пятый из опрошенных считает, что Жириновскому власть нужна ради дела. Самое любопытное, что в последнее время респонденты стали все чаще говорить о том, что власть лично ему вообще не нужна и он играет роль марионетки (11,8%). Последний мотив сформировался в самое последнее время: много лет его не было в образе лидера ЛДПР. Приписывание ему несамостоятельности усилилось уже после парламентских выборов.

Для образа Владимира Вольфовича в предыдущие годы была характерна одна важная особенность: на рациональном уровне он воспринимался значительно более негативно, чем на бессознательном. Эмоциональная привлекательность этого политика явно перевешивала осознанный, рациональный его выбор. Сейчас эта тенденция существенно изменилась. Почти все важнейшие бессознательные компоненты образа Жириновского за последний период резко снизились. Это относится и к привлекательности, и к силе, и к активности. Так, восприятие силы образа сократилось почти вдвое, агрессивности (активности) – почти втрое. Его восприятие как лидера также очень снизилось. Зато корыстолюбие и эгоистичность стали значительно заметнее. Высветились шансы политика «быть съеденным». Даже главный козырь прежнего времени – его восприятие как одного из самых маскулинных российских политиков – перестало работать. Маскулинность в образе изрядно понизилась. Но самой главной проблемой для Жириновского стало его восприятие как «не своего» (58%).

Приведенные данные показывают, что звезда этого ярчайшего шоумена российской политической сцены может закатиться. С одной стороны, ему удалось преодолеть некий скептицизм и приучить публику к тому эксцентричному стилю, который стал его фирменным знаком. Можно даже сказать, что он ввел его в моду в публичной политике. С другой стороны, образ Жириновского перестал быть адекватным тем вызовам, которые встали перед страной в последнее время. И вряд ли ему самому станет лучше.

Сергей Миронов: пока еще лидер, но по-прежнему несамостоятельный

Успех «Справедливой России» на парламентских выборах 2011 года дал хороший гандикап Миронову в президентской избирательной кампании. При этом образ самого политика воспринимается весьма неоднозначно. В нем тоже произошло немало изменений, как позитивных, так и негативных. За время, прошедшее с парламентских выборов, положительные оценки его нравственно-психологических качеств снизились на 10%. Число же противников по этому параметру не изменилось. Более того, среди приписываемых ему мотивов мотив денег стоит на первом месте (19,1%). Следом за ним идут амбиции (15,3%). Мотивы дела лишь на третьем месте.

В то же время Миронов – единственный из кандидатов в президенты, у кого резко возросла активность среди привлекательных для опрошенных компонентов образа. Следует также отметить, что образ Миронова на бессознательном уровне выглядит по многим параметрам лучше, чем на рациональном уровне. Это означает, что его будущие избиратели могут еще сами не знать пока, что они отдадут ему свой голос, и у Миронова есть «неучтенный резерв» голосов. Так, анализ полученных ассоциаций показал, что за последнее время он стал чаще восприниматься как лидер, хотя это и не доминирующая в его образе составляющая. Его по-прежнему видят как скорее несамостоятельного политика. Приписываемая ему корысть отступила в последнее время, хотя все еще создает определенный оттенок его образа. Но главное – на бессознательном уровне он воспринимается как «свой» (70,1%), скорее приятный и маскулинный политик. Поэтому из приведенных данных напрашивается вывод о не до конца реализованных возможностях этого политика. Этот вывод подтверждает и то, что если за него отдали свой голос на прошлых выборах лишь 8,3% из числа наших респондентов, а собираются за него голосовать на предстоящих выборах 15,3%.

Михаил Прохоров: прорыв олигарха

Неудачный старт созданного Прохоровым летом прошлого года «Правого дела», как это ни странно, сыграл положительную роль в его политической карьере. Об этом говорит и невероятная для новичка степень узнаваемости Прохорова (93%). Но если информационный барьер с помощью современных политтехнологий ему удалось взять достаточно легко, то в отношении одобрения его политических взглядов этого пока сказать нельзя. Число тех, кому взгляды Прохорова не близки, превышает число его сторонников (36% против 20,9%). Последняя цифра – очень даже неплоха сама по себе. Но в бедной стране радикально правая политическая платформа заведомо не может быть популярной.

В образе Прохорова доминирует его внешность. Действительно, высокий, молодой и внешне привлекательный политик выделятся среди своих соперников прежде всего внешними данными. Это его главный козырь, и он умело им пользуется. Но на втором месте среди всех ответов стоит ответ: «Ничего в нем не нравится». Среди негативных характеристик образа на первое место вышли профессиональные, политические и деловые качества (29,1%). За ними следуют моральные и психологические. В целом число его заведомых противников превышает число сторонников.

На бессознательном уровне образ Прохорова выглядит весьма привлекательным, в меру агрессивным (активным), скорее сильным (14,6%). Но при этом лидерские качества оцениваются респондентами довольно низко. Он воспринимается скорее как игрок-одиночка, чем как вождь. При этом эгоистичные мотивы весьма заметны в его поведении. Но главное, он видится опрошенным как «чужак» (25,6%).

Указанные дефекты в образе Прохорова тем не менее не мешают респондентам увидеть в нем важные достоинства, что объясняет то, что 26,7% готовы проголосовать за него на предстоящих выборах. Правда, негативные характеристики образа на бессознательном уровне позволяют усомниться в том, что все, кто сказал, что собирается за него голосовать, действительно отдадут ему свой голос. Приведенные ответы – это скорее некий аванс, который может и не реализоваться.


Социальная структура общества сильно изменилась за последнее время, что создает новую оптику восприятия политических лидеров.
Фото Reuters

Владимир Путин: его противники – не только либералы

На восприятии Путина, с одной стороны, сказывается усталость от его долгого пребывания на вершине власти, но с другой – обаяние должности, которая прибавляет веса любому исполнителю. Каким его видит сегодня общество и что изменилось в его образе за последнее время?

Образ кандидата № 1 претерпевал изменения и раньше (мы его наблюдаем с марта 2000 года). Но именно за последний год в нем были отмечены самые серьезные сдвиги. В настоящее время его политические взгляды получают поддержку 44,8% респондентов по сравнению с почти 60% год назад. Его политические, деловые профессиональные качества скорее не нравятся (51,7%), чем нравятся (40,7%). Этот аспект является центральным в образе Путина, поэтому его снижение является опасной для него тенденцией.

Разочарование в национальном лидере прослеживается почти по всем параметрам: за год избиратели стали хуже оценивать и его внешность, и то, как он двигается и говорит, и его морально-психологические качества. Однако в образе Путина прослеживается парадокс: негативные оценки этих же характеристик (то есть то, что не нравится в нем) в указанный период тоже снижались. Видимо, его образ просто несколько отодвинулся из поля зрения граждан, и не факт, что высокий информационный фон избирательной кампании пойдет ему на пользу.

Было бы неверным полагать, как это делают многие СМИ, что в обществе имело место только разочарование в Путине. Наряду с разочаровавшимися появились и те, кто не голосовал за Путина на прежних выборах, но сейчас голосовать собирается, мотивируя это тем, что больше не за кого, или тем, что при Путине им жилось лучше. При этом число разочарованных и «очарованных» граждан примерно равно. Достаточно велико и число пока не решивших, за кого им отдать свой голос. Так что считать голоса «за» и «против» явно рано.

Если более пристально посмотреть на сторонников и противников Путина, то вопреки расхожему мнению о том, что противники Путина – это люди в норках, а поддерживают его люди в ватниках, на его стороне, в том числе и среди респондентов-москвичей, немало людей образованных и вполне сытых, к тому же рационально мыслящих, четко аргументирующих свое одобрение. А вот противники, напротив, эмоционально резки в оценках и не всегда аргументируют свои оценки. Среди тех, кто видит Путина как «деспота» и «диктатора», по которому «плачет Гаагский трибунал», есть немало людей без высшего образования, по преимуществу мужчин. Следует особо подчеркнуть, противники Путина – это отнюдь не только либералы, протестующие против деспотизма. Примерно столько же упрекают его в излишней мягкости и неспособности жестко контролировать свое окружение. В предвыборной риторике Путину стоило бы более четко определиться не столько со своими сторонниками, сколько с врагами.

Кроме привлекательности важными параметрами образа являются сила и активность. Путин всегда виделся гражданам как сильный и активный политик. В настоящее время эта тенденция сохраняется. Но только значение параметра силы явно упало (с 66,5% в 2011-м до 44,8% в 2012 году). Еще ярче этот тренд проявляется в отношении активности. Сейчас этот параметр составляет 51,7%, что намного выше, чем у других кандидатов, но ниже, чем у него самого год назад. Таким образом, главным соперником Путина на выборах будут не Прохоров и Зюганов с Жириновским, а он сам.

Приписываемые политику мотивы о многом говорят. Так, начиная с его первого президентства мотив «власть нужна ему для дела» был самым частым. Он и сейчас занимает первый ранг среди других мотивов. Но вот значение этого параметра снизилось за год с 33,3 до 27,9%. Его не считают амбициозным, как Явлинского, или корыстолюбивым, как большинство российских политиков. Но оба последних мотива в его образе выросли за последнее время, как и подозрение, что он несамостоятелен. Интересно, что этот мотив Путину приписывают именно в годы выборов – в 2000, 2004 и 2012 годах.

Бессознательный уровень восприятия рисует нам политика весьма привлекательного, хотя этот параметр несколько ниже, чем в 2000-е годы. Что касается силы, то оценки здесь скорее амбивалентны, и на бессознательном уровне сила воспринимается существенно ниже, чем на рациональном уровне. Параметр силы в 2012 году оказался самым низким за всю историю наблюдений. Активность в образе Путина имеет высокие значения, но воспринимается за последний год как снижающаяся (58,4% в 2011-м против 50,6% в 2012 году). Это весьма опасный тренд для Путина.

Ассоциации с запахами дают представление о телесной наполненности образа, что хорошо для любого политика. Этот вид ассоциаций также рисуют политика весьма привлекательного. Поразительно, что в его возрасте он все еще воспринимается как молодой. Но одновременно в его образе начали проступать признаки физического старения, образ стал менее телесно наполненным.

Другая особенность образа Путина этого года – это появление в нем черт элитарности, при том что его по-прежнему считают очень «своим». У опрошенных он ассоциируется с дорогим парфюмом, машинами, красной икрой и т.п. Этого в его образе раньше не было и вполне соотносится с приписыванием ему меркантильных мотивов. Поездки на «Ладе Калине» не помогли.

Путин всегда воспринимался как очень мужественный (маскулинный) политик. По этому параметру он всегда лидировал среди российской элиты. Этот показатель у него достиг пика в апреле 2011 года. И сейчас он остается в пределах своей собственной «нормы». При этом стоит отметить, что он видится как человек весьма естественный и очень «свой».

Таким образом, мы видим, что хотя изменения образа кандидата № 1 не всегда для него благоприятны, но в целом он воспринимается по-прежнему скорее позитивно, чем негативно. И на фоне других, отнюдь не слабых политиков его образ имеет несомненные преимущества, и независимо от того, в каком туре он окажется победителем, это ничуть не скажется на его видении как наиболее востребованного лидера.

А вот после того, как закончатся выборные гонки и жизнь войдет в нормальное русло, Путину придется не только обновлять свой имидж (это достаточно простая задача), а серьезно думать о том, как не риторически, а на деле ответить на тот общественный запрос, который находит свое отражение в его восприятии гражданами. И эта задача предполагает серьезную работу над своей стратегией, над теми вопросами, которые возникают у граждан к нему как политику.

Сравнительный анализ образов кандидатов в президенты

Приходя на избирательный участок, мы выбираем, невольно сопоставляя их друг с другом, и не всегда отдаем себе отчет в том, по каким критериям мы это делаем. Слоган кампании Ельцина 1996 года «Выбирай сердцем!» не потерял своей актуальности.

Так, по вопросу об одобрении политических взглядов в настоящий момент с изрядным отрывом лидирует Владимир Путин. Числовые значения всех соперников лидера президентской гонки очень близки друг к другу, и они по этому показателю идут ноздря в ноздрю. Это говорит и том, что сегодня никто из лидеров не имеет абсолютной монополии на выражение той или иной политической идеологии и служит наглядным свидетельством того, что плюрализм мнений утвердился в массовом сознании и разные программы находят каждый своих сторонников.

Попытаемся разобраться, в чем сильные и слабые стороны каждого из политиков. Начнем с физической привлекательности. Наиболее привлекательной внешностью из всех кандидатов обладает Михаил Прохоров, который нравится почти трети респондентов. Следом за ним идет Сергей Миронов. Меньше всего внешность работает на образы Жириновского и Зюганова. Однако вкусы публики весьма изменчивы. Так, в апреле 1996 года внешность Жириновского пленяла половину опрошенных, а еще совсем недавно – в апреле 2011 года – Миронов казался намного симпатичнее, чем сейчас. При этом следует помнить, что этот параметр привлекательности имеет значение именно на президентских выборах. Но если посмотреть на отрицательные оценки данного параметра, то наиболее уязвимую позицию имеет Миронов, а меньше всех противников у внешности Путина.

Наибольшее одобрение опрошенных вызывают поведенческие характеристики Путина, в то время как более чем половине респондентов не нравится по этому показателю тот же Миронов.

Морально-психологические качества, которые включают в себя самые разнообразные человеческие проявления, от мудрости до коммуникабельности и от воли до честности, являются очень широкой группой качеств.

Больше всего положительных характеристик этого типа респонденты заметили в образе Жириновского. Следом за ним идет Зюганов. Жириновский лидирует и в негативных оценках морально-психологических характеристик. На втором месте с незначительным отрывом идет Михаил Прохоров, которому не забыли и Куршевель, и другие его прегрешения, включая такие оценки: «явно нечестный», «двуличный», «жестокий», «самодовольный», «высокомерный».

Политические, деловые, профессиональные достоинства граждане отметили прежде всего у Путина и Зюганова. Но в этой номинации Путин держит первое место и по негативным оценкам (51,7%), несколько уступая тому же Зюганову. В негативном контексте респонденты упоминают «отсутствие контроля над подчиненным», «недостаточную решительность в борьбе с коррупцией».

Итак.

1. Полученные нами данные показывают очевидное: у Владимира Путина нет реальных конкурентов среди других кандидатов на пост президента. При этом соперники его отнюдь не игрушечные спарринг-партнеры. Это сильные и достойные политики, каждый из которых имеет своих преданных сторонников. К настоящему времени хотя и нельзя говорить о завершении партийно-политической дифференциации общества, но граждане привыкли к многопартийности и приняли ее. Они привыкли и к тому, что у лидера могут и должны быть оппоненты. Об этом свидетельствует и то, что даже у такого эксцентричного политика, как Жириновский, есть постоянные поклонники, переставшие стесняться его поддерживать.

2. Однако главным противником Путина является он сам, а точнее его образ образца 2000-х, когда он стал символом надежды на наведение в стране порядка. Из этого следует, что независимо от того, хочет Путин меняться или нет, ему придется это делать, чтобы не только завоевать голоса избирателей на выборах, но и вернуть их поддержку после них. Его готовы сегодня поддержать и те, кто просто не видит ему альтернативы.

3. Сегодня ни один претендент на президентский пост не может рассчитывать на то, что он просто «очарует» своего избирателя красотой, молодостью, риторикой или эффектным поведением. Общество за постсоветские годы постепенно избавляется от политической инфантильности. Сегодня главное требование к кандидату касается его деловых и профессиональных качеств. В этой области лежат и главные упреки. Так, например, Путина винят за то, что он мог навести порядок, но почему-то не сделал этого.

Вопреки стереотипу, что протестные настроения – это удел только мегаполисов, где жируют богачи, мы не обнаружили существенных отличий в позитивных и негативных оценках ведущих политиков между Москвой и регионами. Скорее различия в восприятии определяются такими факторами, как возраст, пол и образование. В политику пришло новое поколение, которое либо не знало прежних лидеров и даже не узнает их, либо не принимает их, так как усвоило иные ценности, чем их родители. Кроме того, само общество, его социальная структура сильно изменились за последнее время, что создает новую оптику восприятия. Эта новая оптика формирует новые требования к политикам, и от их гибкости и иных личностных ресурсов будет зависеть, смогут ли они вписаться в очередной исторический поворот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3077
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3483
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2545
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4498

Другие новости