Инициировать отзыв неугодного главы региона общественность сможет даже в случае с президентскими назначенцами.
Фото Reuters
Ровно через неделю в России стартует очередная политическая реформа. Госдума будет голосовать в первом чтении за три радикально-демократических законопроекта, предложенных президентом. Народ их ждет не дождется уже полтора месяца, заполняя ожидание выучиванием текстов фактически наизусть. Так что без лишних подробностей напомним о главном. Во-первых, партию в нашей стране можно будет создать любому человеку, собрав всего лишь 500 сторонников – себя самого, своего взгляда на жизнь, своей марки пива, своего кошелька и так далее. Во-вторых, даже таким партиям для участия в выборах парламентов любого уровня не надо будет собирать вообще никаких подписей граждан. Ну и наконец, в-третьих, к нам возвращаются прямые выборы руководителей регионов, отмененные в 2004 году, как тогда казалось, лет эдак на 100.
Вот такие, причем от имени власти, начинаются в стране кардинальные преобразования. И зачем это несознательная часть граждан продолжает все время ходить на митинги, требуя политических перемен?! А ведь им дают все, чего они так долго просили. Хотя не менее значительная часть людей выводится сейчас на улицы за политическую стабильность. То есть как бы против радикальных политических изменений. Но и им власть нашла способ потрафить. Сохранению стабильности должен послужить балансир – закон о выборах в ГД, который нейтрализует партийную мелкотравчатость. И хотя выборы не перестают быть проходным двором, но наиболее умным партийцам уже понятно, что в принципе ходить там особого смысла нет. Потому что новая избирательная система выстроена для крупных партий с солидной кадровой скамейкой, а не для «живопырок» в 500 человек.
А что же с законом о выборах губернаторов? Что же для него будет балансиром? Антиоранжевые активисты, выступающие сейчас за старопутинскую вертикаль, не колебимую никакими ветрами перемен, могут быть спокойны. Компенсирующие механизмы заложены в самом этом законе. В виде полномочий президента, который может снять любого – самого что ни на есть крутоизбранного – губернатора в любой момент. Напомним, что институт утраты к ним доверия теперь сформулирован: оно пропадает как из-за коррупционных действий регионального руководителя, так и вовлеченности его в пресловутый конфликт интересов. А поскольку редкий губернатор предпочтет интересы казны собственным, то снять можно будет любого.
Да, кстати, впервые в российской истории губернатора сможет отозвать – по закону по крайней мере – возмущенная общественность. Тут мы тоже можем найти все тот же дуализм. Отзывы эти вроде бы направлены против нашей замечательной стабильности. Потому что тогда, скажем, не надо будет пробиваться на прямую линию с Владимиром Путиным, чтобы сообщить о безобразиях в том или ином субъекте РФ. Достаточно просто народу заявить о том, что своего губернатора он разлюбил. Хотя «стабилизаторам» сильно волноваться не стоит: предполагается, что отзывать начальника региона можно будет не за просто так, а за конкретное нарушение им законодательства или за явное неисполнение им своих обязанностей. При этом процедура прописана такая, какую на практике осуществить весьма трудно.
Например, губернаторские прегрешения надо подтвердить судебным решением. Это первая, но далеко не самая главная трудность. Еще, словно это референдум, надо будет собрать инициативную группу, ратующую за отзыв, зарегистрировать ее в местном избиркоме (представляете, какая это будет волнительная процедура?), а дальше – по людям, за подписями. Вот где собака зарыта, должен воскликнуть догадливый читатель. Как показывает практика, этот этап мало кем преодолеваем. Но законодатели верят в торжество народного возмущения. И в случае, если местный избирком подтвердит подлинность этих подписей, наступает следующий этап. Есть еще законодательный орган субъекта РФ, который тоже должен посмотреть, все ли в порядке с данной инициативой. Вы все еще недовольны губернатором? Помните: должно более 50% от общего числа избирателей региона. И не важно, что избираться-то он будет, как, впрочем, и президент, большинством от пришедших на выборы, причем без какой-либо нижней планки явки.
В последнем-то как раз и скрывается большая проблема для будущих избранников. Негативная энергия в массах накоплена большая. А вдруг случится так, что губернатор, до того пару раз назначенный, на прямых выборах получит всего-то 5–10% голосов от списочного реестра избирателей? Он, конечно, руководителем останется, но пиара при этом ему хорошего уже не сделаешь. Где же выход? Да в переходных положениях президентского закона, в последней его статье, оговаривающей условия его вступления в силу. Сейчас там написано, что все назначенные главы регионов остаются на своих местах до истечения сроков их полномочий. При этом тот, кто к маю-июню нынешнего года будет сидеть у руля уже больше года, может быть подвергнут процедуре народного отзыва. Эх, забыли, что ли, в Кремле святое русское правило – если не можешь чего-то остановить, просто это возглавь.
Поэтому делаем ко второму чтению такое предложение: отзыв действующих губернаторов, желающих в будущем избираться, сделать обязательным. То есть выборная карьера губернатора N может начаться лишь в том случае, если только по нему прошла отзывная кампания. И, понятное дело, не удалась. А поскольку это гарантировано почти стопроцентно, то демонстрация доверия со стороны избирателей получается по принципу «дешево и сердито». «Сердито» выходит из-за того, что противники республиканского, краевого или областного руководителя выглядят всего лишь жалкой кучкой неудачников-отщепенцев. А «дешево» потому, что в отличие от выборов за госсчет отзывной референдум организуется за деньги его инициаторов.