В борьбе за сердца потенциальных избирателей партийные лидеры щеголяют отменным красноречием, обещая построить «светлое будущее»┘ разумеется, при условии своей победы или хотя бы прохождения в Госдуму. Последующее выполнение этих предвыборных обещаний хотя и остается за скобками этого исследования на базе данных, предоставленных информационно-аналитической системой «Медиалогия», тем не менее позволяет проследить (по материалам федеральных СМИ) эволюцию политических программ семи политических партий с 2007 до 2011 года.
«Единая Россия». В 2007 году партия шла на выборы под лозунгом «План Путина – победа России», а сама одноименная программа, а также родственная ей «Стратегия-2020» имели ярко выраженную социальную направленность. Обеспечение нового качества жизни предполагалось путем реализации приоритетных нацпроектов в сферах здравоохранения, образования и науки, ЖКХ. А повышение конкурентоспособности экономики связывалось с выходом на инновационный путь развития и модернизацией отраслей промышленности.
Именно модернизационная риторика стала ключевой для Дмитрия Медведева – и как для президента России, и как для главы партийного списка «Единой России» на выборах уже 2011 года. И новую предвыборную программу единороссы составили из тезисов выступлений на XII партийном съезде (24 сентября 2011 года) уже обоих лидеров – и Дмитрия Медведева, и Владимира Путина. Соответственно, новое качество жизни зависит уже не только от выполнения социальных обязательств в сферах образования и здравоохранения, но и от модернизации. Одновременно резко возросло внимание к проблемам, связанным с демографическим кризисом, в частности, кадровому дефициту и миграции. Разумеется, партийные лидеры всех уровней публично выступают против роста тарифов ЖКХ относительно инфляции. А укреплению обороноспособности и безопасности страны должно способствовать полное перевооружение армии и флота за 5–10 лет.
КПРФ. Коммунисты традиционно идут на выборы под лозунгами борьбы с бедностью и нищетой, установления народовластия и в целом оппозиции существующему режиму. Отвечая чаяниям своего основного электората, красные выступают за повышение размера пенсий и против повышения пенсионного возраста. Предвыборная программа КПРФ также традиционно социально ориентирована на проведение структурных реформ в сферах образования и науки, здравоохранения, ЖКХ. И в целом, сравнивая 2007 и 2011 годы, можно отметить разве что потерю интереса коммунистов к мораторию на смертную казнь и повышение внимания к демографическому кризису.
ЛДПР. Несмотря на свое название – «Либерально-демократическая», – партия выступает под националистическими лозунгами. Так, бессменный партийный лидер – Владимир Жириновский – призывает к восстановлению России как великой державы без ее разделения на национальные республики. В то же время ЛДПР не предлагает четкой программы социальных преобразований, предпочитая пропагандировать такие отдельные мероприятия, как, например, введение госмонополии на алкоголь и табак или запрета на вывод денег из страны.
«Справедливая Россия». Эсэры идут на выборы под уже привычными социал-демократическими призывами борьбы с бедностью за счет более справедливого распределения доходов от экспорта природных ресурсов, реформы налогообложения (введение прогрессивной шкалы подоходного налога и налога на роскошь), повышения зарплат и пенсий. Однако по сравнению с 2007 годом справедливороссы перешли в публичную оппозицию правящей партии, что не могло не найти отражения в новой предвыборной программе. Партия ратует за возврат всенародных выборов на всех уровнях и заявляет о своей борьбе с бюрократией (которая, разумеется, представляет интересы этой самой правящей партии).
«Патриоты России». Конкуренцию КПРФ и «Справедливой России» за сердца умеренно левого электората могут составить «Патриоты России».
Однако пока их информационная активность, судя по результатам исследования, существенно ниже уровня 2007 года. Партия идет на выборы под лозунгом «Справедливость для всех – счастье каждого», а саму «справедливость» понимает в рамках общей для всех левых риторики «справедливого распределения национального богатства».
«Яблоко». Несмотря на лозунг «Россия требует перемен!», сама предвыборная программа «Яблока» существенных изменений по сравнению с 2007 годом, видимо, не претерпела. Партия продвигает принципы неприкосновенности частной собственности, защиты прав человека и отмены обязательного призыва в армию. Разумеется, как и у других претендентов на места в Госдуме, у яблочников есть свое видение социальных реформ в сферах здравоохранения, образования и ЖКХ. Однако пока самым революционным социальным лозунгом стало предложение бесплатной раздачи земли гражданам под строительство жилья: около 30 соток в европейской части страны и порядка 60 соток за Уралом.
«Правое дело». Новичок этого избирательного цикла, партия пока привлекла к себе большое внимание главным образом благодаря скандальному назначению (и последующему изгнанию) на пост лидера Михаила Прохорова. «Правое дело» позиционируется как проводник интересов малого и среднего бизнеса, отсюда и детальная программа по улучшению условий предпринимательства, борьбе с бюрократией и в целом по либеральному реформированию социальной сферы (ЖКХ, здравоохранение, образование). Партия выступила и с предложением, вызвавшим широкую дискуссию, о поэтапном повышении пенсионного возраста. Внимание привлекают и такие «экзотические» пункты предвыборной программы, как предложение экономически объединить Россию с Европейским союзом, в том числе с помощью одной валюты, а также ограничить количество депутатских мандатов в Госдуме, которые может получить одна партия.
Подводя итоги, можно вновь говорить об определенном застое в политической жизни страны. Предвыборная борьба партий проходит довольно вяло, как будто все играют свои, расписанные еще в 2007 году, роли. И сегодня главную опасность для партийного большинства в Госдуме представляют даже не сами результаты выборов, они ни у кого не вызывают сомнения, а прогнозируемая рекордно низкая явка избирателей. Возможно, поэтому в Интернете нарастает массированная агитационная кампания партии власти, направленная даже не на продвижение своих предвыборных лозунгов, а просто на появление положительных эмоций и заманивание молодежи на избирательные участки. То симпатичный белый плюшевый медведь, с большими голубыми глазами, освещает своим появлением черно-белые будни пассажиров метрополитена – «Там, где ты. «Единая Россия». То конституционные чувства некоторых депутатов оскорбляет сексуальный ролик о молодых людях, между которыми на избирательном участке внезапно возникает симпатия. Под лозунгом «Давайте сделаем это вместе» они вместе уединяются в кабинке для голосования, а затем, держась за руки, счастливо опускают свои избирательные бюллетени. МВД, кстати, уже заявило, что совместное уединение в кабинке для голосования незаконно и будет расценено как хулиганство. Представители «Единой России», впрочем, заявили СМИ, что не видят в ролике ничего криминального и, наоборот, считают его «прикольным». И похоже, именно этой «прикольностью» эта партия, в частности, стремится завоевать сердца политически индифферентного электората.