Нынешняя парламентская кампания – одна из самых скучных в электоральной истории Волгоградской области. И это при том, что накал протестных настроений, рост поддержки оппозиционных партий вполне очевидны. Отличительной особенностью стал крайне низкий технологический, креативный и информационный уровень кампании «Единой России». И это при наличии «фактора Зубкова» – первый вице-премьер РФ часто приезжает в Волгоградскую область, что фактически и составляет основное содержание избирательной кампании единороссов.
Первые билборды ЕР, появившиеся на улицах областного центра, подтверждают версию о том, что все надежды партия власти в регионе возлагает на харизму «главного колхозника России» (как за глаза называют Виктора Зубкова даже сами единороссы). Правда, пиарщики ЕР периодически предлагают делать первому вице-премьеру странные вещи (например, участвовать в малоинтересных для широких масс акциях по посадке деревьев). Или говорить странные слова, как на первых появившихся предвыборных плакатах ЕР, на которых Зубков изображен со слоганом «Время наводить порядок». Местные остряки говорят, что первый вице-премьер признает правоту оппозиции, которая не устает говорить о проблемах и провалах власти. «Если уж Зубков говорит, что порядка нет, то точно надо голосовать за кого-то другого. У него-то были время и власть, чтобы порядок навести. Если он не смог этого сделать в правительстве, то как он собирается добиться порядка, став депутатом? Так примерно будут рассуждать многие избиратели, увидев образцы агитационной продукции ЕР», – считает политолог Валерий Цветков.
Пиарщики ЛДПР практически полностью сосредоточились на сотрудничестве с FM-станциями. Там активно размещаются рекламные ролики с цитатами Владимира Жириновского, призывающего защищать русских, бедных и великую Россию. Не менее плотно радиоэфир «окучивают» волгоградские эсэры, тем более что их лидер Олег Михеев является владельцем одной из радиостанций. Эсэры также активно используют возможности радиовещания в крупных супермаркетах города, собственником которых является Михеев. Теперь зашедшие за покупками волгоградцы получают в подарок «слово правды» о «беспределе единороссов» и загубленном ими отечестве.
В отличие от ЛДПР волгоградская «Справедливая Россия» неожиданно получила доступ к телевидению. В этом неожиданную помощь СР оказали власти Волгограда, разрешившие впервые за последние годы участвовать в парламентских выборах своему муниципальному каналу (МТВ). Если ранее он сохранял нейтралитет, выгодный главным образом ЕР, то теперь на МТВ находится место и для рекламных роликов КПРФ, и для выступлений Михеева. Местные эксперты не сомневаются, что итогом торжества «коммерческой многопартийности» на муниципальном ТВ, традиционно являющемся основным источником информации для миллионного города, станет дополнительное снижение рейтинга партии власти.
Помимо размещения телероликов волгоградские коммунисты делают акцент на распространении простой, но доходчивой печатной продукции и на прямых контактах с избирателями. «По итогам этих выборов мы можем рассчитывать на возвращение КПРФ на лидирующие позиции в электоральном пространстве Волгоградской области», – заявил «НГ» один из функционеров обкома КПРФ, прозрачно намекнув на появившийся шанс подвинуть ЕР с регионального политического олимпа.
В непростом противостоянии с оппозицией местные единороссы надеются, впрочем, не только на светлый образ Зубкова, но и на иные талисманы счастья. В ближайшее время в Волгограде появится на сутки Пояс Пресвятой Богородицы, великая православная святыня, которую, по слухам, доставит сам Патриарх Кирилл. Ожидается, что приложиться к святыне придут не менее полумиллиона человек. В некоторых районных штабах ЕР, по сведениям «НГ», рассчитывают также «прислониться» к реликвии, напечатав специальные православные календари с изображением Пояса и ненавязчивой символикой партии власти. Официально эту информацию не подтверждают, но технологи ЕР в частных беседах все чаще говорят, что надеются иногда только на чудо.
Волгоград