Сейчас не всякий иностранец может получить право на труд в Росийской Федерации.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Конфликт между местными жителями и мигрантами летом 2011 года стал знаменит на всю страну – в Свердловской области обитатели небольшого дачного поселка Сагра с оружием в руках защищали свои дома от атаки приезжих. Поначалу полиция сообщала о ЧП как о пьяной драке и обвиняла в ее организации русских, но под давлением общественности провела более активное расследование, и сейчас в суд передаются материалы уголовного дела, из которых следует, что в Сагру приехала группа вооруженных нелегалов, но не классических гастарбайтеров, а полноценной преступной этнической группировки.
Конфликт в Сагре стал поводом для обсуждения положения как местного населения, так и приезжих, но, к радости властей, не получил развития. В августе полиция пыталась привлечь к ответственности арендаторов крупнейшего на Урале вещевого рынка «Таганский ряд», подозревая их сначала в продаже контрафактных товаров, а затем и в обналичивании средств. Но китайская и вьетнамская диаспоры не дали себя в обиду: они добились вмешательства региональной прокуратуры и УФСБ. На прошлой неделе предпринимателям начали возвращать арестованные товары и даже наличные.
Для свердловских властей тишина и спокойствие, которыми завершилась громкая сагринская история, – повод для радости: Средний Урал никогда не был регионом, в котором случались межнациональные конфликты. За девять месяцев 2011 года в Свердловскую область въехали и были зарегистрированы около 210 тыс. иностранцев. «Самый большой поток мигрантов в Свердловскую область идет из Таджикистана – около 59 тысяч человек (около 28%) от всех зарегистрированных иностранцев, – рассказал «НГ» министр экономики региона Евгений Софрыгин. – На втором месте граждане Узбекистана – 51 тысяча человек, на третьем – Кыргызстана – 29 тысяч человек, на четвертом месте граждане Казахстана, на пятом – Китая, на шестом – Азербайджана».
Поток иностранцев, въезжающих в Свердловскую область, в нынешнем году увеличился примерно на 30%. Так, на 24% въехало больше граждан Таджикистана и на 41% больше граждан Узбекистана. «Активно социализируются только те иностранцы, которые имеют постоянную работу, вид на жительство. Они заводят здесь семьи, их дети ходят в школы. Большинство приезжих живут диаспорами, хотя русский язык в той или иной мере знают почти все», – утверждает министр.
Последние четыре года квоты для мигрантов ежегодно сокращаются на 30–40% к уровню предыдущего года. Так, если в 2009 году в области было квотировано более 100 тыс. мест для иностранцев, в 2010 году – 64 тыс. 700 мест. Квота на 2011 год скорректирована до 47 тыс., а на будущий год установлена на уровне 27 тыс. 931 места. При формировании квоты учитываются ситуация на рынке труда региона и возможность приоритетного устройства российских граждан. По мнению экспертов, в Свердловской области могут работать 60–90 тыс. иностранцев.
«Свердловская область – один из четырех субъектов РФ (остальные три – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан. – «НГ»), вошедших в пилотный проект по организованному привлечению мигрантов. У нас создана необходимая инфраструктура для работы с ними. В рамках проекта предполагается привлечь 50–100 человек. Первый заезд ожидается до конца года – из Узбекистана организованно прибудут люди, которые будут заняты в сфере клининговых услуг (проще говоря, в профессиональной уборке зданий, предприятий, общественных мест. – «НГ»). Организованное привлечение мигрантов позволит четко отслеживать количество прибывших на территорию области, состояние их здоровья, а также понимать, сколько им платит работодатель», – говорит Евгений Софрыгин.
Помимо уборки мигранты в Свердловской области больше всего востребованы в сферах ЖКХ, строительства и торговли. Как правило, иностранцы занимают те ниши, где не требуется высокая квалификация и выплачиваются низкие зарплаты. Министр экономики подтверждает: «Местные жители неохотно нанимаются на такую работу».
Екатеринбург