0
2389
Газета НГ-Политика Интернет-версия

18.10.2011 00:00:00

История про СПИД и дзюдо для пресс-секретарей

Глеб Павловский

Об авторе: Глеб Олегович Павловский - глава фонда "Эффективная политика".

Тэги: брежнев


Днями Дмитрий Песков, пресс-секретарь будущего президента Путина, в чарующе непринужденном бла-бла на одном из телеканалов, отвечая на упреки в брежневизации Путина, защитил Брежнева вместо шефа. Но раз общество не ведет серьезной дискуссии о своем происхождении, историю пишут пресс-секретари. С Песковым трудно не согласиться. Государство-убийца СССР действительно получило «огромный плюс» в массе ликвидных трофеев другого, погубленного государства. (Так, во время югославской войны сербы чуть не из двустволки сбили американский «Стеллз» – и по сей день местные селяне продают туристам обломки своей победы.) Труп советской социо-, идео- и техносферы – наша кормовая среда, так живут осы-наездницы. Но действительно ли советские нефтегазовые, административные, культурные и иные институты, фрагменты которых эксплуатирует Федерация, предназначены для наших задач? Ясно, что нет.

Годы правления Леонида Брежнева достаточно четко распадаются на три этапа. Условно обозначим их как первое, второе и третье «президентства».

Первое брежневское «президентство» – 1964–1968 годы – весьма успешный период советской истории, экономики и культуры. Период высоких темпов роста, национального развития, накопления социального капитала и насыщения населения страны массовым, пусть и плохим жильем. Период расцвета научной, литературной и общественной среды. Все основные идеи, в том числе и в области новых вооружений, относятся к этой эпохе. Премьер Алексей Косыгин планирует экономическую реформу, еще не свернутую, конструктор Королев жив и обдумывает полет на Луну, космическая программа выглядит передовой, а образование – таковым является. СССР – законодатель идейных мод и для стран Центральной Европы: так, открытая дискуссия Александра Солженицына на Съезде писателей 1967 года сдетонировала общественно-политическую активизацию в Польше и Чехословакии.

Второе «президентство» Брежнева – 1969–1973 годы, время первых брежневских анекдотов.

Эпоха просперити обрывается идиотским решением – вводом советских войск в Чехословакию. То есть плевком в лицо всем союзным восточноевропейским обществам. (Кстати, решение нельзя приписать лично Л.И.Брежневу – коллективным идиотом выступило Политбюро.) Поссорившись тем самым со всеми левыми силами в мире (то есть отдав лидерство ни за что, сохраняя лишь платную агентуру) – и приравняв себя к американским агрессорам, Кремль одновременно открыл второй фронт «борьбы с буржуазной идеологией». Вся сцена меняется. Королев умер, американцы на Луне, Андрей Сахаров и Александр Солженицын изгнаны отовсюду. Несогласным рекомендуется «валить отсюда», причем – записавшись евреями! Погром всех центров гуманитарного знания, институтов истории, экономики, социологии, философии – до журналов «Новый мир» и «Молодая гвардия», даже издательства «Просвещение». Тренд идеологической борьбы-1969 заметен и в наши дни – засильем все тех же облыселых хунвейбинов в гуманитарно-академической среде, девственного невежества политиков и ничтожества интеллектуального класса современной России.

Ну почему, почему Леонид Ильич не ушел из власти в 1972 году? Косыгин уходит в тень, реформы свернуты, «культурные элиты» с лаем в прессе и без всякого КГБ освобождаются от инакомыслящих. Полная гибель деревни. Русские земли Нечерноземья бесплодны, как Вьетнам после американских бомб-дефолиантов. Но продолжается и то, что сегодня назовут «восстановлением экономики», – в производство идут разработки предыдущих эпох, ранее разведанные тюменские месторождения дают газ, потребительский бум и выходная суббота. Первые договоренности с Европой по строительству газопроводов. И – оглушительный, детский геополитический мат в два хода, поставленный Генри Киссинджером Брежневу в китайском вопросе!

Третье «президентство» Брежнева – 1974–1982 годы (плюс два скоропостижных генсека 1983–1985 годов) – требует, как бы сказать помягче, медленного вдумчивого изучения. Кому смехотворные орденские звезды Брежнева, кому – ужас Афгана, кому – спаивание русских государственной водкой при отказе в закуске. Период тяжек не столько переживаниями «застойной атмосферы» – оценки спорные, как все поколенческие. Кому-то это время – застой, а для меня, например, – ни тени застоя: простор личной независимости, чудные люди, борьба, провалы и запрещенные книги... Укрепляется непристойная, зато повсеместная идея, что если отцепить «чужие» национальные вагоны, так освобожденный паровоз взлетит над рельсами в сытое будущее. Эта мечта дрянного мальчишки в рассказе Зощенко, что кричит гостям: «Валите отсюда – ваши подарки все мне достанутся!» – вот маленький грязный беловежский секрет перестройки.

Зато нам достались ресурсы – экономически калорийная техноплоть Союза, фрагменты тела, съеденного метастазами. Последний вагон отцеплен не раз, теперь последний Кавказ – и, конечно, теперь требуют отцепить и его: борцы с последним вагоном – наша вечная партия дураков. Нескладеха, неавтономия советских платформ, из которых, слагаясь, так и не складывается Россия – под шумок бесполезной (моей в том числе) болтовни про суверенитет. Ведь приставка, плейстейшн не бывают суверенными, они – гаджеты внешних сетей. Зависимость, паразитарность, неавтономия в брежневскую эру, навязанные людям, коллективам и всем их творениям, – причина того, что обломки СССР не склеиваются в Россию. Газонефтяной комплекс, оборонные мощности, советская киноистория и литературная метафорика Путина остаются последним боекомплектом, и все же они – приставки к чужим глобальным системам, индустриальным, финансовым и научным. Они не монтируются друг с другом, они лишены внутренней синергии и глухи к мировым вызовам.

Застоя не было, это правда, Песков. Л.И.Брежнев в русской истории – это СПИД, а не пролежень из-за временной неподвижности. И дзюдо здесь не поможет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1877
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1761
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
2023
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
1093

Другие новости