0
3133
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.10.2011 00:00:00

ЕКХ, АМР и прочие

Тэги: автомобилисты, спецсигнал


автомобилисты, спецсигнал "Синие ведерки" как способ протеста против вседозволенности на дорогах.
Фото PhotoXPress.ru

Автомобили со спецсигналами и спецномерами давно стали проблемой для обычных автомобилистов. Об этом говорят данные информационно-аналитической системы «Медиалогия»: с 1 января 2001 по 27 сентября 2011 года в федеральных СМИ было опубликовано 8406 сообщений.

Так, в 2001 году была проведена первая операция «Спецсигнал» по выявлению автовладельцев, незаконно использующих номерные знаки автомашин. Кроме того, десять лет назад тогда глава МВД Борис Грызлов впервые выступил с инициативой о сокращении количества привилегированных автомобилей. В последующие годы эта тема хотя и поднималась в прессе, но как-то вяло, без особых новаций.

Всплеск пришелся на сентябрь 2006 года: тогда в СМИ широко освещалось решение «Единой России» (ЕР) об отказе от спецсигналов и проблесковых маячков на своих автомобилях. Это решение партией власти было принято сразу после заявления Владимира Путина о резком сокращении спецсигналов до тысячи штук. Тогда спикер ГД Борис Грызлов, его первый заместитель Олег Морозов, вице-спикеры от ЕР Вячеслав Володин и Артур Чилингаров под прицелом телекамер федеральных телеканалов с помпой передали сотрудникам ГИБДД снятые со своих машин мигалки. Однако вскоре единороссы вернули себе их обратно. Они это объяснили тем, что, согласно распоряжению правительства Михаила Фрадкова, регламентирующего использование мигалок, отказываться них необязательно.

На протяжении следующих двух лет машины с мигалками оставили в покое – их количество никто не подсчитывал, да и сами обладатели проблесковых маячков чувствовали себя все более уверенно. И это на фоне широкого освещения в СМИ то и дело случавшихся аварий с участием VIP-персон.

В частности, в центре внимания в 2007 году оказались три ДТП. Первое – с участием начальника управления по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя ФСБ России генерал-лейтенанта Алексея Седова. Его служебный «Мерседес» выехал на встречную полосу в центре столицы и врезался в иномарку. В результате столкновения пострадали шесть человек. Второе ДТП произошло в Санкт-Петербурге. Там автомобить ФСО из кортежа теперь уже экс-спикера Совета Федерации Сергея Миронова, внезапно перестроившись на полном ходу, подрезал машину Евгении Зандер. Представители ФСО заявили, что действовали в рамках полномочий, данных им при сопровождении особо охраняемых лиц: им показалось подозрительным нерешительное поведение на дороге одного из автомобилей, а по инструкции такую машину следует оттеснить в сторону. В третье ДТП попал автомобиль экс-гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса. Он ехал на заседание наблюдательного совета из офисного здания госкорпорации, и его «Мерседес» столкнулся с джипом. В результате аварии пострадало шесть авто.

В 2010 году популярным интернет-персонажем стал советник президента Владимир Шевченко. Поводом послужил инцидент, когда его служебный автомобиль, выехавший на встречную полосу, не пропустил водитель бизнесмена Андрея Хартли. Предприниматель заснял и автомобиль, и чиновника на видео, которое затем поместил в Сети. Его посмотрели десятки тысяч людей. После поступка Хартли среди автомобилистов появилась новая тенденция: все чаще машинам с мигалками перестали уступать дорогу.

В частности, предприниматель Алексей Козлов отказался уступить дорогу автомобилю бывшего хозяина Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова. Тогда охранники напали на предпринимателя и повредили автомобиль. Вскоре в отношении нападавших было возбуждено уголовное дело по ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества). По версии следствия, охранники расчищали путь машине, в которой находился младший сын Тельмана Исмаилова Сархан.

Прошлый год обозначился подъемом общественного протеста. Так, в апреле 2010 года Федерация автовладельцев России (ФАР) провела акцию против спецсигналов «Мигалки – позор России». В ее рамках организаторы призывали водителей сигналить вслед автомобилям с мигалкой, нарушающим ПДД.

Одной из самых печальных страниц в истории со служебными авто стала известная авария служебного «Мерседеса» вице-президента, руководителя службы безопасности компании «ЛУКОЙЛ» Анатолия Баркова. В феврале прошлого года он столкнулся с Citroen С-3. Пассажиры Citroen – заслуженный врач РФ Вера Сидельникова и ее невестка Ольга Александрина – погибли.

Устав от беспредела на дорогах, автомобилисты в апреле прошлого года создали общество «Синие ведерки». Его цель – привлечение внимания к проблеме использования спецсигналов чиновниками. Это общество регулярно устраивает громкие акции протеста. Одной из самых известных стала прошлогодняя акция, в ходе которой около 50 активистов прикрепили на крыши автомобилей синие ведра. Аналогичную демонстрацию автомобилисты провели в апреле под девизом: «Чиновник с мигалкой – обезьяна с...».


Мигалки как символ вседозволенности.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Безусловным хитом в СМИ стала прошлогодняя акция против засилья на дорогах машин со спецсигналами у Большого Каменного моста активиста скандальной арт-группы «Война» Леонида Николаева. Он надел на голову синее пластиковое ведро и пробежался по крыше припаркованного автомобиля с мигалкой. Водитель машины с номерами серии ЕКХ (зарезервированы для ФСО) не смог догнать Николаева, ему удалось лишь сбить с его головы ведро, под которым обнаружилось еще одно. Это видео с акции в Интернете посмотрели около 500 тыс. раз.

В мае этого года из МЧС был уволен личный водитель Сергея Шойгу. Причиной послужило видео, размещенное в Сети одним из активистов «Синих ведерок». На нем заснято, как после отказа пропустить служебный «Мерседес» с мигалкой и номером ЕКХ к водителю обратились через громкоговоритель со словами: «Ну чо, тебе в голову выстрелить, что ли, придурок? Ну чо ты дожидаисся, я не пойму, а?» После массового просмотра видео и его активного обсуждения в СМИ разразился скандал. Вскоре пресс-служба ведомства сообщила, что за «некорректное поведение на дороге» водитель уволен.

Сплоченность и решительность автомобилистов принесли свои результаты. В марте члены организации ФАР встретились с начальником УГИБДД Москвы Александром Ильиным и передали ему фотографии и материалы, свидетельствующие о нарушениях ПДД автомобилями, оборудованными спецсигналами. Материалы активисты получили после того, как в течение дня фиксировали нарушения привилегированных авто на одной из московских улиц. За один день на одной улице было зафиксировано 12 грубых нарушений ПДД. Кроме того, в сентябре был запущен специальный сайт, на который свидетели нарушений могут выкладывать свои видео и фото, которые сразу же направляются в ГИБДД.

В проблеме с мигалками видны лишь незначительные подвижки. До судов дела доходят только благодаря настойчивости родственников погибших или ставших инвалидами простых граждан, поддержке СМИ, блогеров или бескомпромиссности очевидцев. В России никто не ведет отдельной статистики об авариях VIP-автомобилей. Однако количество тех историй, о которых стало известно в СМИ, показывает, что за последний год они происходили с частотой минимум два-три раза в месяц.

На этой неделе продолжается спецоперация по проверке автомобилей, оснащенных спецсигналами и блатными номерами. Однако затеявшее проверку МВД пока не спешит хвастаться успехами операции и отказывается озвучивать даже предварительные результаты. Пока достоверно известно об одном нарушителе – зам. председателя комитета Госдумы по безопасности, члене «Справедливой России» Геннадии Гудкове. Инспекторы изъяли у народного избранника права за проезд по разделительной полосе. Однако в прошлую субботу права Гудкову вернули и выписали штраф. На видеокадрах, появившихся даже на федеральном ТВ, ни тени раскаяния за содеянное на лице Геннадия Владимировича при задержании заметно не было. Он почему-то настойчиво требовал показать ему сотрудников ФСБ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1358
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
859
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
613
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
851

Другие новости