Иллюстрация РИА Новости
Самая интересная часть избирательной кампании идет сейчас. Потому именно сейчас все семь российских политических партий, которые примут участие в парламентских выборах 4 декабря, должны, нет, просто обязаны продемонстрировать зашкаливающую все мыслимые пределы любовь к народу. Потому что в остальное, свободное от выборов время это самая главная российская тайна. Укладывающаяся всего в пару строк текста Конституции страны: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Поэтому, грубо говоря, российские федеральные выборы можно рассматривать в виде стремления всех их участников как бы обналичить, то есть рассовать по собственным карманам этот конституционно-виртуальный источник.
Недаром наши партийцы – и особенно те из них, что проскочили в депутаты любого уровня, а также многочисленные чиновники – больше любят вторую часть процитированной выше конституционной статьи 3. Ту, в которой говорится, что народ может править непосредственно, а также через органы госвласти и местного самоуправления. Ну а оппозиция, которая в России, похоже, обречена вечно пребывать в этом своем статусе, уважает третью часть все той же статьи. Где русским по белому написано: дескать, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и «свободные выборы». И кавычки здесь применены не потому, что на самом деле это не так, а из-за того, что это цитата. Если кто не верит, может сам почитать нашу Конституцию. И убедиться, что она действительно требует, чтобы выборы были свободными.
А вообще-то наш мощный – потому что он прямого действия – Основной закон устроен так, что чем более неудобная для властей норма в нем имеется, тем лаконичнее она записана. Вот также и с пресловутыми «свободными выборами». Это какими? Теми, в которых могут участвовать все политические течения и группы страны? Наверное, да. Но партий у нас осталось всего-то семь штук. Или это такие выборы, на которых избиратели могут выразить свое мнение о власти любым ненасильственным образом? Очевидно, что именно так. Но в России отменена графа «против всех» и даже минимального порога явки не существует. Это для того, чтобы никакие либеральные поросята по имени НаХ-НаХ никак не смогли бы испортить благостной картины перевода народного суверенитета в партийные офшоры.
Тем более что законные либералы у нас теперь есть! Со всех придорожных ограждений они то ли пугают, то ли воодушевляют граждан заявлениями о том, что, мол, кто сильнее, тот и прав. Ой, извините, кто сильный, тот и правый. Или, может быть, кто правее, тот сильнее? Нет, кажется, все-таки по-другому. Все равно главные загадки предстоящих выборов связаны, похоже, именно с «Правым делом». Кого Михаил Прохоров предъявит уже избалованному спортсменами-балеринами народу? Чего он ему пообещает, а еще лучше – даст? Сколько денег он готов отдать на эту свою «социальную ответственность» крупного бизнеса? И так далее и тому подобное. Вопросов к правым действительно пока больше, чем внятных ответов от них. Судя по всему, такой стиль предвыборного пиара выбран целенаправленно.
Другие российские либералы – если по западному счету, а по-нашему фактические социал-демократы – это партия «Яблоко». Она решила и в этот раз попытать счастья на выборах. Последние пару раз это ей не удавалось, и только наблюдатели приготовились весело рассмеяться, как яблочники все-таки нашли в своих тайниках-запасниках немалую сенсацию. Предположение нынешнего лидера Сергея Митрохина о том, что список кандидатов вполне может возглавить прежний руководитель – многомудрый, а главное, не противный власти Григорий Явлинский, пока можно считать самой громкой новостью только стартовавшей кампании. По слухам из проверенных на полиграфе источников, «Яблоко» таким образом претендует воспользоваться «законом о приставных стульях». Это когда надо набрать больше 5% и получить один думский мандат. И достается он, угадайте с трех раз, кому? Правильно, тому, кто во главе списка и идет. Вот и станет Григорий Алексеевич этаким человеком-фракцией. А что? Он может. Ведь это настоящий политический тяжеловес.
А вообще-то во время избирательной кампании может случиться любое чудо. Вот есть, скажем, такая партия, как «Патриоты России». Каким образом она до сих пор существует – не знает никто. Большая часть россиян, судя по всему, и имени ее руководителя не знает. Напоминаем, что зовут его Геннадий Семигин. И в былые времена – в те самые лихие девяностые – он даже пытался перехватить у Геннадия Зюганова его КПРФ. Но с задачей, поставленной с самого верха, не справился. Как, впрочем, и потом с уменьшенным объемом работ – всячески мешать коммунистам. Ходили слухи, что Семигин вообще скрывается от кредиторов, которые хотели бы вернуть свои деньги, потраченные «патриотами» на малоудачные выборы даже муниципального уровня. Мы в эту клевету совсем не верим. Просто человек собирался с силами и мыслями, а теперь взял и вернулся на сцену. А иначе кто б его посадил 29 августа в Сочи слева от президента, около самого его сердца. Тем более что по правую руку восседал сам Владислав Сурков, все эти партии на выборы и благословляющий.
Кстати, разогрев мыслей аналитиков дошел до такого предела, что в сочинской речи Дмитрия Анатольевича они якобы углядели гарантии. О том, что все присутствующие у него в гостях политики в Госдуму шестого созыва попадут. Кто-то, конечно, не в виде собственных партий, а в персональном качестве и на одиночном кресле, но тем не менее. И плевать, что это мнение оптимистов противоречит простой арифметике, утверждающей, что процентов может быть всего 100. Как говорится, тем хуже для нее, этой занесенной к нам извне науки. Потому что, уверяют вашего корреспондента со всех сторон, «Справедливая Россия» тоже имеет право претендовать на «приставные стулья». Главное, поговаривают, чтобы народ поверил в оппозиционность этой партии. А почему бы и нет. Ведь Миронов властью обижен, а стало быть, имеет право с ней воевать.
Но на самом деле, уверяют источники, настолько верные, что они даже разогретого утюга не боятся, бывшего спикера СФ просто пожалели. Кто? Да тот же, кто в свое время дал добро на создание СР. И примерно такими словами: «Да дайте же этому чудаку чем-то заняться, а то он со своими идеями уже надоел». Теперь этот же демиург, по слухам, произнес другую фразу: «Жалко Серегу, все-таки свой человек. Ну ладно, пусть побарахтаются. Не мешайте». Владимир Путин, кстати, так до сих пор и не сказал, что он лично поведет объединенный партийный фронт в Госдуму. Поэтому в медвежьих берлогах на Охотном Ряду уже ударились в оппортунизм. И на днях заговорили о святотатстве, а именно о срочном поиске претендентов на партийную десятку. То есть таких персонажей, которые в сумме могут дать «Единой России» одного Путина. Который от нее, конечно, все равно никуда не денется, но будет прикрывать свою партию как бы из засады. Потому что если он пойдет с ней на выборы открыто, то как ему, например, баллотироваться в президенты. Ведь до сих пор он ни разу от партий не выдвигался, предпочитая поистине народный способ сбора 2 млн. подписей.
Впрочем, вот в КПРФ не верят, что во главе списка ЕР Путина не будет. И в ЛДПР тоже. Сами же Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский никаких сенсаций на выборах не обещают. У них кампании идут по давно отработанному алгоритму. И их партийные офшоры, похоже, не претендуют на резкий рост предназначенной им доли народного суверенитета. Ну, может быть, чуток побольше, буквально, чтобы только компенсировать уровень инфляции последних четырех лет.