Кембридж, Итон, Гарвард... Если знать, где учатся депутатские дети, легко предположить и график загранкомандировок их родителей.
Фото с сайта www.britannica..com
«Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Именно с этой цитатой из гоголевского «Ревизора» в голове Министерство образования и ведет сейчас общественную дискуссию вокруг законопроекта «Об образовании». Впрочем, глава ведомства Андрей Фурсенко и прочие высокопоставленные минобразованцы ничего уже не боятся. Даже ежегодных диких скандалов вокруг ЕГЭ. Зато вовлеченной в дебаты публике они постоянно дают понять, что, дескать, о реформе средней и высшей школы рассуждать может каждый дурак.
Наша партия власти, конечно, выступает на стороне министерства. Все предложения Минобрнауки, которые оно достает непонятно откуда, в Госдуме проходят со свистом. Но вот громко кричать об их гениальности в предвыборный год единороссы позволить себе не могут. Зато оппозиция как раз не стесняется использовать ситуацию для пиара своей чуткости к чаяниям электората. Но, знаете, чувствуется во всей этой горячности и громкости какая-то нарочитость. В былые времена на одной шестой части суши уже боролись за права американских индейцев или негров. Как и полагалось, с большим энтузиазмом, но без души. Вот и реформу образования правящий класс, куда входит, конечно, и официальная оппозиция, прорабатывает как бы вовсе и не для себя. Ну то есть не для своих отпрысков. Что, может быть, на самом деле так и есть. Недаром одними из главных тайн наших властей предержащих наряду с происхождением их финансового благополучия являются и места обучения их детей и внуков. Только начните задавать об этом вопросы – и тут же увидите, что вас весьма откровенно посылают.
Именно такого рода ответы достались вашему корреспонденту, попытавшемуся на Охотном Ряду по-хитрому узнать в партии власти о детях оппозиции, а у той – наоборот, про провластных деток. Расчет на то, что взаимно они и наболтают хотя бы что-то, совершенно не оправдался. Проявилась могучая солидарность, тут же стеревшая все политические различия. Осведомленные же аппаратчики поведали лишь, что заграничное обучение депутатских детей и внуков за рубежом или же неуклонное стремление к этому – это самая что ни на есть обыденность. И посоветовали внимательно посмотреть на так называемые депутатские группы по дружбе с парламентами иностранных государств. А также проанализировать составы делегаций, постоянно командируемых в развитые страны мира. Дескать, тогда и можно будет выяснить, кто из думцев часто пользуется оказией для того, чтобы навестить пребывающих «во французской стороне, на чужой планете» отпрысков. Правда, списки активистов «парламентской дипломатии» в открытом доступе отсутствуют. Впрочем, о командировках попозже.
А пока об одной законодательной инициативе, которая доказывает, что депутаты неустанно помнят о российских детях. Но, к сожалению, не о всех. Один из видных оппозиционных думцев – эсэр Илья Пономарев – этой весной без лишней помпы предложил не забирать в Российскую армию отучившихся за границей молодых людей. И эта идея, как ни странно, получила уже поддержку и у большинства. Первое чтение специфических поправок в закон о воинской обязанности и военной службе намечено на осень. Пономарев настаивает, что освобождение от призыва должно даваться тем возвращенцам, которые в течение года устроились на работу в российские компании или госструктуры. Дескать, вот объявил наш президент модернизацию. А кто ее будет делать? Высококвалифицированные кадры, конечно. А это кто? Ну, естественно, те, кто учился в заграничных вузах. И способен заниматься модернизацией и инновацией на мировом уровне.
Да что там способен, бывший иноземный студиозус просто жаждет этого. Потому что его качественное образование – это его конкурентное преимущество. Причем, без стеснения пишет автор – сам сын сенаторши от Чукотки Ларисы Пономаревой, – в том числе и при устройстве личной карьеры. «Однако существующая возможность призыва указанного контингента в ряды Вооруженных сил РФ даже на один год девальвирует их вышеозначенные преимущества на рынке труда». Так что, уверен он, пусть золотая молодежь не идет в армию законным порядком. Потому что она и так разными способами уклоняется от нее, а зачем же толкать будущее страны на криминогенные деяния?
Любопытно, что у думского правового управления несколько иное мнение. Оно написало, что вообще-то Конституционный суд запретил «вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания». Впрочем, думцам не привыкать к льготам, не имеющим разумного объяснения. Например, к занятию туризмом за счет казны. Ведь вот не бедные люди наши народные избранники с зарплатой не менее 150 тыс. в месяц. А все равно любят скатать за границу за чужой счет. Едут ли они туда навестить своих детишек или просто отдыхают, а может, действительно занимаются государственными делами – это даже и неважно. Все равно для налогоплательщика никакого смысла в их «парламентской дипломатии», в общем-то, нет.
Например, если посмотреть расписание заграничных вояжей депутатов за последний месяц, то возникает много вопросов. Ладно, обсуждение энергетических проблем Европы в середине мая в Германии – это еще ничего. Но вот выезд в Париж в это же время на целых четыре дня одной депутатши для дискуссий о женском здоровье – это уже слишком. Смысл участия депутатов ГД в заседаниях всяческих межпарламентских конференций совершенно невозможно, если не знать, что проходят они в Швеции, Норвегии, Дании, Швейцарии, Чехии, Италии и прочих интересных местах. Неплохо выглядит и «командирование делегации Госдумы в Великобританию для ознакомления с опытом налоговой политики, поддержки отраслей экономики» – неделя в Лондоне и Эдинбурге. Из той же оперы и «визит делегации молодых депутатов Госдумы в КНР», проходящий прямо сейчас. Но самыми хитами, без сомнения, выглядят две поездки. Это когда члены аграрного комитета ГД неделю упорно изучают в Венгрии «зарубежное законодательство в области защиты растений и практику его применения». Или когда международная комиссия по большим плотинам просто не может эффективно прозаседать целых две недели в швейцарском Люцерне без присутствия российских думцев.