Если и есть у думцев роскошные авто, то по большей части не свои, а жёнины.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Кто проверяет наших народных избранников, засевших на Охотном Ряду? Говорят, уже совсем скоро этим будет заниматься какая-то комиссия, рождаемая в соответствии с очередным антикоррупционным законом президента. Это хорошо, это значит, в будущем все-таки можно будет надеяться на лучшее. А пока, если посмотреть на думские декларации, то в голову приходит лишь одно: наши депутаты – исключительно смелые люди. Они совсем не опасаются вешать лапшу, как говорится, urbietorbi. То есть всем, кому попало. И ладно бы они не боялись избирателей, а то и о Генеральной прокуратуре они явно не беспокоятся. И им по-настоящему наплевать на народную мудрость: мол, ври, да не завирайся.
Почему компетентные органы не задают вопросов, а на какие такие шиши парламентарий, который должен дневать и ночевать, заботясь о благе Отечества, содержит многочисленные дома, земельные участки и прочую собственность, понятно. Ведь для этого надо вводить контроль не только за доходами, хотя такой термин к нынешнему безобразию совсем не применим, но и за расходами. Чтобы потом можно было обе циферки положить рядом и удивиться. Но об этом пока остается только мечтать. В принципе, конечно, премьер Владимир Путин о такой перекрестной сверке недавно говорил и даже поручение узаконить ее давал. Однако о его выполнении еще ничего не слышно. Может, потому, что декларации о расходах с самого начала планировалось вводить лишь с 2013 года, а потому решено в предвыборное время публике с этой темой не надоедать?!
Ведь злые, но без сомнения знающие языки на Охотном Ряду сейчас говорят, что в некоторых декларациях несоответствие между бумагой и жизнью составляет сотни, тысячи, а то и десятки тысяч раз. Это значит, что некоторые думцы сделали выводы после декларационной кампании 2010 года. Слухи о творческом переосмыслении ими сложившейся действительности тогда на самом деле ходили. Причем все примерно одного пошиба – как такой-то депутатствующий олигарх, задумчиво глядя на отчеты коллег, якобы говорил своим приближенным: во ребята дают, надо в следующем году все-таки не так много писать, а то я получаюсь чуть не самым богатым в Думе. Вот так ныне и вышло. Мало ли что кого-то этот явно вражеский Forbes включил там в какие-то всемирные или хотя бы даже российские списки долларовых миллиардеров. Как говорится, у нас на этот хитрый рейтинг найдется декларация винтом.
Некоторые из этих документов явно подавались под лозунгом «Вы хочете песен, их есть у меня!». И, в общем-то, их действительно есть достаточно много. Попробуем выделить основные. Сразу можно сказать, что думские обитатели передовым примерам олигархической мысли все-таки не следуют. И на несовершеннолетних детей ничего не пишут. Все отпрыски живут в квартирах, им не принадлежащих. Исключения, правда, есть. На одном детеныше депутата записан дворец в 700 кв. м. При этом имеется только пара-тройка случаев, когда на ребенка записывают хотя бы какие-то деньги. Правда, один из этих случаев равен 17,5 млн. руб., что почти в 10 раз больше, чем у отца. Но нет ни одного примера, когда за потомками депутатов значится хоть одно транспортное средство.
В отличие от жен, на которых сбрасывают все, что движется. Скажем, один депутат явно собирает коллекцию грузовиков. Но значится она за женой. А еще один молодой законодатель почему-то отдал жене трактор. С другой стороны, супруг некой депутатши зафиксировал на ней «Газель». Катера и яхты, снегоходы и квадроциклы, прицепы и пикапы – все это в депутатских семьях тоже присутствует, и часто по бумагам всем этим владеют прекрасные половины. Ну а о «Мерседесах», BMW – седанах и внедорожниках – и говорить не приходится. Эти любимые депутатами авто на жен записывают постоянно. Зато вот мотоциклы думцы женам не отдают. Иногда читаешь финансовое признание такого товарища – и просто плакать хочется. Ведь у него нет жены, только куча детей и гламурный мотоцикл. Или, к примеру, солидный господин из крутого думского комитета берет и показывает всего-то пару «Харлеев».
А еще одной любимой моделью автомобиля у депутатов следует признать «Порше Кайенн». Кстати, поскольку декларации в принципе заполняются собственноручно, по транскрипции марок и моделей машин можно сделать вывод и об их хозяине. Скажем, если человек пишет «фольцваген пассад», то с ним все понятно. А когда очень известная депутат бросает в своей декларации – «порш-кайен», то тоже ясно, кто она такая. А другой депутат с намеком – дескать, не ваше это дело – вообще просто пишет: «Мерседес» или «Феррари». Тогда как другой не просто прямо-таки смакует название «Мазерати», а еще и заботливо перечисляет все цифровые и буквенные индексы, этой модели полагающиеся. А встречаются и такие образчики, у которых сразу по нескольку авто одной и той же модели. Вот и гадай, то ли он не любит заполненные пепельницы, то ли это его супружница настояла на том, что машина диссонировать с цветом платья ни в коем случае не должна.
Еще одна депутатская песня – пусть мы, на ваш взгляд, и богатые, но очень-очень честные. Поэтому в ней есть и куплет о годовом заработке жены в 500 руб., и жилом доме с сохранностью в 2% из-за износа, и опять же о неком разрушенном нежилом здании площадью 1000 кв. м. А также о банях в 380 кв. м, летних беседках примерно такой же площади, гостевых и охранных домиках все того же размера и прочих чудесах. Бассейн вполне себе спортивного размера, железнодорожные пути, автозаправки и эллинги, газопроводы и многокилометровые заборы и многое другое – вот что можно увидеть в специальном разделе интернет-сайта Госдумы. Чем-то владеет сам депутат, чем-то его супруга, а есть и те, которые честно поделили все пополам. Даже декоративный столб с площадью основания в половину квадратного метра. Что это за сооружение, в декларации известного российского миллиардера не уточняется. То ли указатель на его имение на нем висит, то ли это его жена водрузила циклопическую стелу над могилой безвременно почившего йоркшира.