Десталинизация. Да, конечно. Согласен с инициаторами идеи. Давно надо бы этим заняться. До того, как государству понадобилось для «наведения порядка» апеллировать идеологически к прошлому, которое у нас либо самодержавное, либо сталинистское. За это уцепились все, кому не по нутру свобода и демократия, – от фашиствующих шовинистов до православных поклонников «Отца родного». И началась реанимация сталинского «державного величия» страны. А с нею – и сталинской персоны.
Президент Медведев не позволил Лужкову санкционировать вывешивание портретов Сталина по случаю 65-летия Победы. Более того, он произнес жесткие слова, осудив преступления, которым нет ни срока давности, ни оправдания, ни прощения┘ Добавлю от себя – «какие бы ни были заслуги»┘ Ибо преступления очевидны и неоспоримы, а заслуги – в большом историческом контексте – могут быть поставлены под сомнение, особенно с точки зрения заплаченной народом цены и упущенных шансов для нормального развития.
Выступления президента не остановили волну реанимации сталинизма. Думаю, потому, что только осуждения репрессий недостаточно. Молитвы по загубленным при всей их нравственной значимости – это еще не политика.
Присоединяюсь к тем, кто считает и публично об этом заявил, что Россия не сможет двигаться вперед по пути модернизации и не станет полноценной частью европейской цивилизации (а другого варианта у нее нет), если не освободится от сталинского наследия – не только в «политическом обиходе», привычках, а в самом сознании как элиты, так и «простого народа».
Ждать, пока сменится еще два-три поколения и все «образуется само собой» в стране, где почва пропитана ядовитыми отбросами сталинизма, непозволительно в современном бурно глобализирующемся мире. Государство обязано помочь процессу десталинизации и побуждением, и принуждением. В России с ее историей ничего серьезного пока еще невозможно добиться без прямого вмешательства государства.
Что я имею в виду?
Нужен прежде всего федеральный закон, официально осуждающий сталинизм – с квалифицированной оценкой его социально-политической сущности и его вреда в прошлом и настоящем, его опасности на будущее.
Далее нужны конкретные постановления, исключающие демонстрацию кинофильмов, телепередач, ток-шоу, дискуссий и прочих популярных публикаций на тему о сталинизме и Сталине. Ибо даже те, которые даются в критическом ключе, возбуждают нездоровое любопытство у нашей зачумленной шоу-бизнесом публики, исторически невежественной, падкой на сенсации, отторгнутой за последние 20 лет от настоящих гуманистических ценностей. Фактически любой показ Сталина в СМИ независимо от намерений превращается на деле в пропаганду сталинизма, продлевает ему жизнь.
Поправить (волевым способом) школьные учебники, где Сталин трактуется как «успешный менеджер» и «ученик Ленина», что, кстати, является, если строго по науке, самой настоящей «фальсификацией истории».
Запретить в полицейском порядке(!) появление на улицах портретов и плакатов, демонстрирующих Сталина.
Памятник на его могиле за Мавзолеем перебросить (причем демонстративно!) туда, где уже оказались памятники Свердлову, Калинину и прочим.
Изъять из библиотек и магазинов сочинения Сталина и книги о нем.
Избавиться от буквально вопиющих сталинистских проявлений в государственной символике вроде парафраза советского гимна.
Словом, делать максимум необходимого, чтобы само его имя было предано забвению в народном сознании.
И если в нем останется, то только как преступник против своего народа, поистине «враг народа». Он больше чем кто бы то ни было из заклейменных этой кличкой ее заслуживает.
Сталин – это ликвидация НЭПа, единственно правильного вектора развития страны после Великой революции.
Сталин – это уничтожение крестьянства, исконного источника воспроизводства русской нации.
Сталин – это разрушение сельского хозяйства, от чего не очухались до сих пор.
Сталин – это тысячи погубленных ученых, писателей, деятелей искусства.
Сталин – это антисемитизм с позорными нравственными последствиями и ощутимыми интеллектуальными потерями.
Сталин – это граничащие с геноцидом миллионные депортации – от Северного Кавказа до Прибалтики, от Поволжья до Дальнего Востока.
Сталин – это рабский труд миллионов зэков на «великих стройках коммунизма».
Сталин – это война, чудовищная война. Он спровоцировал ее «дружбой» с Гитлером, а потом «подготовился» к нападению так, что немцы чуть было не захватили Москву.
Сталин повинен в миллионах напрасных жертв, солдат и командиров, по сути, преданных им, либо погибших в неравных боях, либо изуродованных в плену и – сразу оттуда напрямую – в советском ГУЛАГе.
Германия провела денацификацию и дегитлеризацию в режиме государственного принуждения. Результат известен. Гитлер в Германии – преступник. Другое мнение преследуется по закону, судом.
Мы опоздали на полвека.
Говорят, нельзя сравнивать. А почему бы нет? Если исходить из признания абсолютной ценности человеческой жизни.
От гитлеровских репрессий пострадали этнические немцы – может, сотни. От сталинских репрессий пострадали миллионы этнических русских, не говоря обо всех других.
Я за то, чтобы восхваление Сталина, любое оправдание его деятельности, пропаганда его заслуг и достижений расценивались как уголовно наказуемое поведение.
Иначе десталинизация останется сотрясением воздуха, упражнением в политической словесности, над которой будут и впредь посмеиваться отвратительно самодовольные державники разного калибра, как это недавно имело место в ток-шоу «Народ хочет знать».
Не очень демократические методы я предлагаю┘ Но предлагает их человек, в котором трудно заподозрить нелюбовь к демократии, тот самый, кто помогал Горбачеву ликвидировать тоталитаристский режим.