Минтимера Шаймиева (справа) упрекали в чересчур авторитарном стиле правления, к его преемнику Рустаму Минниханову таких претензий пока нет.
Фото РИА Новости
Татарстанская политическая элита старательно дистанцируется от темы десталинизации российского общества. Публичных заявлений по этому поводу в высших эшелонах власти региона стараются не делать, пытаясь придерживаться нейтралитета. Руководства республики десталинизация не касается и не затрагивает ее интересов, а к личности вождя обращаются лишь представители Компартии и татарские националисты, естественно, с диаметрально противоположными мнениями.
В преддверии 9 Мая портреты вождя в Казани можно было встретить лишь на митингах коммунистов. Социальная же реклама традиционно изобиловала фронтовыми снимками и фотографиями ветеранов – ни намека на Сталина. Хотя, например, еще в 2010 году подконтрольная правительству Татарстана алкогольная компания «Татспиртпром» к 9 Мая выпустила праздничную серию водки и коньяка под маркой «Коба». Однако, как полагают эксперты, идея разоблачения «культа личности» и «признания террора» не актуальна в Татарстане и не будет такой до тех пор, пока напрямую не коснется руководства республики. По мнению профессора кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета Сергея Сергеева, «республиканская элита предпочитает не касаться вещей, которые могут вызывать какие-либо разногласия в тандеме или в федеральной политической элите, если только эти вещи не относятся к региональной власти напрямую». Сергеев также отмечает, что «местная элита не сталинистская, хотя и авторитарная. Она стремится создать себе благоприятный имидж, поэтому они ни «за», ни «против» говорить не будет».
Аналогичного мнения придерживаются и в региональном отделении партии «Яблоко», где отмечают внешнюю инертность местной власти в вопросе десталинизации. «В регионе произошла некоторая смена: если Минтимер Шаймиев был обкомовским работником, то про нового президента Рустама Минниханова этого сказать нельзя. И в республике сейчас темы вождя просто не касаются», – пояснил председатель регионального отделения партии Руслан Зинатуллин.
Представители Компартии республики, которые нередко обращаются к личности Сталина в своих публичных выступлениях, все же усматривают «молчаливое сопротивление» пропаганде персоны вождя. Так, депутат Госсовета Татарстана и член фракции КПРФ в парламенте Рафаил Нурутдинов после Дня Победы выступил с критикой властей Набережных Челнов, которые дважды (первый раз в 2010 году. – «НГ») отказали ему в выступлении на городском митинге в честь 9 Мая. Депутат полагает, что причиной к отказу могла стать речь, в которой он отдавал дань уважения вождю. В информационном сообщении, распространенном пресс-службой партии по этому поводу, говорилось, что «единороссы панически боятся генералиссимуса Сталина». Практически с аналогичным политическим заявлением депутат в конце 2010 года выступал в Госсовете, объявив о «третьей волне борьбы со сталинизмом», которая может обернуться для России дроблением.
Еще одним активным, но уже неполитическим фронтом, затрагивающим личность вождя в республике, стали националисты Всетатарского общественного центра (ВТОЦ). Последние сразу после 9 Мая с.г. заявили, что не нужно праздновать День Победы, сравнив Сталина с Гитлером. «У Гитлера был план превратить мировую цивилизацию в коричневую чуму, а у Сталина покрасить весь мир в красный цвет. Эти два режима – преступны. Во время Второй мировой войны Гитлер уничтожил 20 миллионов советского народа, Сталин также, только собственного народа», – сумбурно говорилось в заявлении ВТОЦа.