Отношение Эдуарда Росселя к эпохе Сталина было неоднозначным.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Екатеринбург хотя и находится в Свердловской области и разделен на районы, среди которых Ленинский, Октябрьский, Чкаловский, Орджоникидзевский, Кировский, но следов Сталина в своем современном виде не имеет. Последний барельеф вождя был уничтожен в начале 90-х годов – он находился на фасаде окружного Дома офицеров. Теперь это памятник архитектуры, а в момент строительства был сооружением, поддерживающим культ и Сталина, и мощи рождающейся советской империи.
Притом последним изображением Иосифа Сталина этот барельеф был и в Свердловске. Массовое уничтожение всех его изображений началось сразу после XX съезда КПСС, на котором новый лидер СССР Никита Хрущев развенчивал культ личности предшественника. Тогда с карт исчез Сталинский район Свердловска, с улиц и входов в парки – гипсовые изваяния, со зданий – щиты с портретами. К приезду Хрущева на Урал барельеф на Доме офицеров закрыли деревянным ящиком. Очевидец Анатолий Войтенко вспоминал, что ящик слетел лишь в начале 90-х годов. «Поступила команда уничтожить это «архитектурное излишество». Майор пожарной службы Борис Якишев вместе с курсантом пожарного училища на февральском ветру зубилом стачивал облик вождя, который был буквально замурован в стену и держался на пяти арматурных креплениях. Работа заняла несколько часов. Демонтированный барельеф спустили вниз и положили на хоздворе Дома офицеров, куда он потом делся – никто не знает», – рассказал Войтенко.
То же самое случилось и с политическим образом Иосифа Сталина: вновь появившись на плакатах во время митингов 1993 года, он исчез и с начала нулевых не появлялся ни на одном крупном мероприятии. Портреты генералиссимуса по субботам среди прочих выносят пять-шесть коммунистов, еженедельно митингующих у памятника Ленина в центре города. Но политической силой они не являются, так же как не образует политическую повестку региона сталинская тема.
Даже самая политически громкая история последних лет – идея восстановления ранее взорванного Екатерининского собора – не вернула имя Сталина в круг тем для обсуждения. Во всех спорах обсуждались лишь действия коммунистов, но никак не сам многолетний руководитель Компартии.
В регионе, где проводились массовые расстрелы, а от Сталина остались многочисленные тюрьмы, почитается специально возведенный мемориал на месте наиболее крупного захоронения репрессированных рядом с Екатеринбургом. Государственное уважение к этому месту отчасти связано с биографией прежнего губернатора Эдуарда Росселя, чей отец был расстрелян в 30-х, а мать оказалась в лагере. Сам Россель из-за немецкого происхождения не смог стать летчиком и, конечно, говорить «о выдающейся роли Сталина» не хотел.
Общественных споров эта политика не вызывала. Более того, когда в 2007 году в антикварный магазин Екатеринбурга на продажу поступил двухметровый памятник Иосифу Сталину, выполненный из бетона и мраморной крошки, его появление стало поводом для широкой дискуссии, общий тон которой свелся к недопустимости уважительного увековечивания памяти тирана. А саму установку объекта прямо на улице, на виду у прохожих, расценили как вызов обществу. По легенде, памятник был оперативно приобретен анонимным коллекционером за 300 тыс. руб. и исчез.