Думское кресло стоит не одного космического аппарата.
Фото ИТАР-ТАСС
Думская автостоянка в очередной раз заполнилась передовыми достижениями мирового автопрома. А это значит, что наши депутаты опять собрались на заседания. Чтобы принимать законы, от которых жизнь российских граждан улучшается уже не первый год кряду. Впрочем, былая безмятежность думцев тает прямо-таки на глазах. Ага, вы, наверное, подумали, что они взволнованы предстоящим выступлением перед ними премьера с отчетом о немыслимых достижениях его правительства в деле того же самого улучшения. И ничуть не угадали.
Нет, конечно, появление на Охотном Ряду Владимира Путина – это событие из ряда вон выходящее. Глава кабинета министров в Госдуме гость нечастый – даром, что ведомая им партия как раз здесь и сидит. Но причина нынешней депутатской тревоги совсем в другом, хотя виновник ее отчасти тоже Путин. Ведь именно он объявил на днях, что избирательная кампания в Госдуму уже фактически началась. А в каждой такой кампании – что самое главное? Избиратели и итоги их голосования за ту или иную партию – все это, конечно же, имеет определенное значение. Но все-таки это не основной вопрос. Главное в такого рода кампании (чуть не сказал – в кампанейщине) – кто окажется в списке кандидатов и на каком месте этот кто-то будет значиться.
Вы о том и не ведали, мы – всего лишь догадывались, а вот Путин – он знал. Только посмотрите, как он проникает в сущность вещей, какие проблески гениальной прозорливости видны в его, казалось, простых словах, насколько хорошо ему понятна суть человеческой натуры. Ведь любой кандидат – он прежде всего человек, а значит, хочет устроиться хорошо, сделав при этом как можно меньше. Так что недаром лидер «Единой России», говоря на днях о принципах отбора претендентов в список, сообщил партактиву: «У нас сегодня 15 апреля, до 1 июня полтора месяца осталось, дальше летние отпуска и каникулы, в сентябре нам нужно собраться и решать проблему». То есть после съезда партии власти, предвидит Путин, никаких особых забот у нее в ближайшем будущем уже и не останется.
Но подбор кандидатов является головной болью не только для руководителя главной партии страны. И не только для его думских присных. Хмурятся и Геннадий Зюганов с Владимиром Жириновским, задумчивым выглядит и Николай Левичев. Хорошо, вероятно, думают они, непарламентским партиям. Им кого хочешь в списки можно включать или не включать. А нам, дескать, столько факторов надо учесть, столько обстоятельств предусмотреть, что голова уже сейчас идет кругом.
А, кстати, что это за такие интересные факторы и обстоятельства? Учитывая премьерские заветы по крайней мере для одной партии – «эти 600 человек, которые должны попасть в список, должны пройти не узкопартийные горнила, а должны быть выставлены на суд общественности», – попробуем составить своего рода справку о текущем состоянии дел во всех думских партиях вообще. Но – NB – сразу предупреждаем, что все сведения, в ней изложенные, получены из низкопоставленных и недостоверных источников, по сути дела, представляют собой клевету на существующий строй, основываются на измышлениях и доносах конкурентов. Короче говоря, являются чистой воды наветами, наездами и накатами.
Возьмем, к примеру, ЛДПР. В этой партии вопрос со списками всегда рассматривался очень просто – по принципу «вы подумали, и я решил». Но сейчас вам уже не прежняя эпоха, полным ходом идет модернизация, а значит, дела надо делать как-то более современно. В былые-то времена отдашь пару-тройку-пятерку проходных мест рекомендованным из Кремля товарищам типа нынешнего председателя Центризбиркома Владимира Чурова – и процесс пошел. Ведь под такую госгарантию попадания партии в Госдуму и частные инвестиции гораздо охотнее подтягиваются. Но теперь есть и другие места, куда можно таких парашютистов сбрасывать. Скажем, «Справедливая Россия» тоже никогда не отказывается удовлетворить настоятельные просьбы от «управляющей компании». Так у эсэров вежливо кличут кураторов из управления внутренней политики администрации президента. А вот большая часть кандидатов от реальных левых будет, по слухам, действовать на принципах жесткого самофинансирования и вертикализированного отката. Грубо говоря, деньги ищи сам из расчета один избиратель – один доллар. То есть суммы набираются разные в зависимости от региона. Но собирать средства надо с запасом, чтобы часть отправить наверх. В партийную казну, конечно, а не туда, куда тут некоторые явно подумали.
Для КПРФ формирование партийного списка, с одной стороны, более простая задача. Ведь всем ясно, что он в Госдуму пройдет. Но с другой – более сложная, чем у остальных оппозиционеров. Спрос на места больший, жестче за них и конкурентная борьба. А между тем для партии коммунистов нет никакой предопределенности ни по значительной части регионов, ни по выигрышным порядковым номерам кандидатов. Хорошо хоть федеральную часть списков увеличили недавно до 10 человек. Вот туда-то якобы и будут посажены первостатейные комначальники, которых раньше приходилось распихивать по регионам. Из-за чего они часто блокировали проход в Госдуму местным вождям КПРФ, а те, таким образом, нередко разочаровывали своих спонсоров, которых у коммунистов и так немного.
Но наибольшие трудности с формированием списка, конечно же, испытывает «Единая Россия». В партию власти у нас пролезть многие не только хотят, но и могут. С помощью словечка сверху, то есть из Кремля или из правительства, – это, естественно, самый сладкий вариант. Ни забот, ни хлопот никаких не испытываешь, ничего не делаешь – а тебе потом приносят депутатский мандат. Все остальные варианты так или иначе предполагают денежные траты. Иногда не слишком большие, иногда побольше. Ну, например, с депутата, просидевшего на Охотном Ряду не менее двух созывов подряд, как врут не слишком достоверные источники в ГД, больше одного-двух миллионов зеленых никто не спросит. Ведь уважаемые люди все-таки. Если же какой-то региональный промышленник и предприниматель решил, что без депутатской корочки ему не жить, то ему навстречу пойдут. Удовлетворение желания обойдется ему в цену трех с небольшим спускаемых аппаратов корабля «Восток» – вроде того, что был куплен недавно для возвращения в Россию одним из наших социально ответственных бизнесменов. То есть конкретно в 10 млн., как сейчас уже не говорят, у.е. Остальные варианты укладываются в диапазон между нижним и верхним пределами.
И вы будете смеяться, но желающие расстаться безвозвратно со своими кровными находятся. Более того, в ГД уже все знают примерный расклад по нынешним депутатам – кто из них потянет означенную сумму, а потому идет на выборы. А кто не тянет – значит, прощается с Охотным Рядом. Хотя есть и такие, кто может и способен себе позволить заплатить за насиженное место, но больше уже не хочет (или не может?) и потому тоже уходит. А по думским кабинетам уже сейчас ходят некие людишки, которые выспрашивают у помощников, забирает тот или иной уходящий думец с собой купленную специально для него мебель и бытовую технику, во сколько обошелся ремонт и так далее.