В условиях нищеты и выживания у сельских учителей нередко возникает вопрос: а нужны ли мы здесь?
Фото Ольги Салий /PhotoXPress.ru
Реагируя на образовательную инициативу президента РФ Д.А.Медведева «Наша новая школа», Институт социальной педагогики РАО разработал проект «Наша новая школа на селе: инновационная модель» и предложил сельским педагогам выступить в качестве экспертов. В ответ получены конструктивные идеи, но больше – отчаянный крик уставших выживать людей.
Мало кто из сельских педагогов, оставшихся верными своей профессии, отнесся формально к обсуждению научных идей проекта. Понимание того, что в условиях становления инновационной экономики сельская школа не может оставаться старой, присутствует в учительской среде. Учителя согласились с тем, что заказчиками новой школы должны быть не только государство, но и родители. Надо учитывать и интересы детей. Поддержана идея о том, что именно школа может многое сделать для сбережения детства как уникального периода жизни человека. Согласились учителя и с тем, что обновление должно коснуться многих сторон жизни школы. Однако высказывания педагогов в большей степени были направлены в сторону разрушающей личность среды, какой предстает сегодня российское село.
«Проект актуален» – пишут педагоги образовательных учреждений г. Нерехты и Нерехтского района Костромской области. «Сельский социум и прежде всего сельскохозяйственное производство и школу нужно спасать. – Сельская школа из-за нищеты теряет лучших преподавателей, сокращает свое воспитательное влияние не только на социум, но и на школьников. В проекте несколько раз звучат формулировки: «обновляющееся село», «в условиях возрождения села». Возможно, Костромской край – единственный регион, который обошел ренессанс. Производственная база сельского хозяйства района разрушена на 65–85%. Посевные площади заросли лесом. 70% селян не востребованы на родной земле. Фермерство не развивается. Социальная сфера абсолютно не требует новых кадров. За счет образования сокращаются неэффективные расходы в бюджетной сфере. Школы села в 2010 году полностью переведены на подушевое финансирование. Во всех оставшихся девяти сельских школах Нерехтского района полностью сокращены ставки социальных педагогов, психологов, логопедов, большинства педагогов дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Резко сократилось количество кружков. Лишь в двух школах села еще существуют спортивные секции. Сельскохозяйственные знания даются учащимся в незначительном объеме».
Далее нерехтские педагоги пишут: «В разделе «Актуальность проекта» говорится о снижении влияния образования на социализацию школьников. На подготовку трудовых ресурсов для производственной и социальной сферы села. На культурную и социальную жизнь сельских сообществ. Складывается впечатление, что происходит это по вине школы, педагогов. На самом деле у школьников и их родителей нет возможностей (не говоря уже о стимулах) самореализоваться в родном селе (по крайней мере в нашем регионе). В 2010 году единственная школа района – МОУ Татарская СОШ – выдала шести выпускникам (четырем девочкам и двум мальчикам) удостоверения швеи и права тракториста-машиниста. Ни один из них не сумел найти работу в своем селе».
«В проекте говорится, – продолжают сельские учителя из Костромской области, – о необходимости формирования у сельских школьников ценностного отношения к сельскому образу жизни. Но сегодня воспитывать такое отношение крайне сложно. Сельские жители не ощущают собственной ценности для государства. Усилия школы в этом направлении зачастую вызывают лишь раздражение у выпускников и их родителей. Да и педагог, средняя заработная плата которого 6–8 тысяч рублей, не желает брать на себя еще и функцию организатора решения проблем социума. А властные и хозяйствующие структуры зачастую отмахиваются от проблем образования».
«Придет ли наконец кому-то в голову хоть слегка выровнять крен между Москвой и заМКАДьем? – читаем мнение Н.И.Караваевой, зам. директора по учебно-воспитательной работе ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Сосновского района Тамбовской области. – Правда жизни такова, что уже и в районных центрах невозможно найти работу. Условия жизни людей неуклонно ухудшаются. Продолжается отток трудоспособного населения из сел. Если немедленно не начать преобразования на селе, прежде всего обеспечив работой еще оставшихся жителей, то сельской школы просто не будет. И сел тоже.
У меня есть небольшой опыт знакомства с жизнью сел и небольшого города в Италии. Много молодежи, которая никуда не стремится уезжать, потому что село отличается только более узкими, но также хорошо вымощенными улочками. В городке, по-нашему районном центре, который при желании за день можно обойти вдоль и поперек, есть вузы. Там же, оказывается, находится известный на весь мир центр кардиологии, в который не так давно МЧС России перевозил нашу крошку-девочку на операцию. Не в Риме, не в Милане, а в провинциальном городке».
«Проект имеет очень актуальное значение. Но знаете ли вы, как обстоят дела в сельской школе, в сельском поселении, в районе? – задают вопрос педагоги МОУ «Пряжинская средняя школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой» Пряжинского района Республики Карелия. – В районе полностью отсутствуют программы перспектив развития поселений: создания рабочих мест; жилищного строительства; создания и развития новых предприятий; создания условий для получения профессии. Нет анализа потребностей в кадрах, динамики изменения ситуации по годам. Исходя из отсутствия данных программ, у родителей и детей и в целом у населения возникает вопрос: а нужны ли мы здесь?»
«В нашей школе есть только разрушенная теплица, необязательность с/х отработок, неоплаченный труд учителей на пришкольном участке», – пишут учителя из Карелии. Педагоги из Танайковской школы Перевозского района Нижегородской области добавляют: «В настоящее время село захватывают инвесторы. В большинстве своем они решают свои узкие задачи и не заинтересованы в организации сельскохозяйственного труда. Не способствуют решению современных актуальных задач подъема аграрного сектора страны. Инвесторы, привлекая к труду гастарбайтеров-гастролеров, нарушают сложившуюся инфраструктуру села, его устои».
Условия жизни людей на селе неуклонно ухудшаются. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
«При нормативно-подушевом финансировании школ возникают финансовые противоречия. Как подогнать под определенное количество детей все классы-комплекты? Это же практически невозможно. Поэтому границы численности в классах-комплектах должны быть более широкими. Если школа существует, то она, безусловно, должна финансироваться по принципу «класс-комплект», как говорится в проекте», – отмечают сельские педагоги из Нижегородской области.
«Кто будет осуществлять проекты по изменению облика села? – задаются вопросом педагоги из Тамбовской области. – Может, есть необходимость начать с того, чтобы привлечь молодых и сделать жизнь в селе привлекательной?»
«В проекте читаем: «Новая школа на селе – это школа с современной инфраструктурой». Но сегодня нет средств не только на постройку нового, но даже и на ремонт старого, – пишут сельские педагоги из Республики Карелия. Нельзя не понимать, что в современных условиях села научные идеи института выглядят маниловщиной, о чем свидетельствует плохо сдерживаемое раздражение, которое сквозит в отзывах сельских педагогов.
В начале XXI века огромное социальное пространство под названием «российское село» переживает труднейшие времена. Надо честно признать: 20 лет перехода страны от социалистического общества к капиталистическому привели село к разрушительному тупику. Бесспорно, в сельской России сегодня немало точек инновационного опыта. Они есть в агропромышленном производстве, культуре и образовании, в здравоохранении и туризме, сельской потребкооперации и строительстве. Что и говорить: честь и хвала людям, чьими трудами они созданы. Однако проведенные институтом исследования убедительно доказывают: современное село не только не набирает темпов развития, но и стагнирует, а глубинка регионов – деградирует однозначно. Большинство оставшихся на селе людей не живут, а выживают. Выживание стало главной целью сельских жителей. Спасает долготерпение как черта национального характера. Но остаться жизнестойким в этих условиях непросто. Ситуация безысходности разрушает человека как личность. Отсюда – пьянство родителей, брошенные дети, низкий уровень квалификации кадров. Даже учительскую среду поразил вирус агрессии, раздражения, озлобленности. Грустно осознавать: наши отцы и матери выдюжили такую войну! А у их сыновей не хватает воли наладить нормальную жизнь на селе. В сфере, которая кормит страну, пополняет ряды Вооруженных сил, сохраняет коренное население страны.
Что делать? Надо приостановить дезинтеграционные процессы в науке, сельхозпроизводстве, управлении аграрным сектором. Нельзя интересы ведомств ставить выше интересов государства. Большинство крупных социально-педагогических проблем села можно решить только на основе объединения ресурсов. Важно признать роль образования в социально-экономических преобразованиях на селе. Пора перестать недооценивать отечественную науку – экономическую, гуманитарную, занимающуюся проблемами человека, живущего на селе, агропромышленного комплекса, села в целом. Шире внедрять их достижения в практику. Нужно консолидировать усилия государства, общества, бизнеса в решении проблем аграрно-сельского сектора страны. Главным приоритетом государственной поддержки должна стать сельская молодежь как инновационный ресурс модернизации производственной и социальной сфер села. Надо превратить идеи инновационного опыта в любой сфере в фактор инновационного развития сельских территорий (если смогли одни, значит, смогут и другие). И, конечно, главное. Надо уходить от порочной практики финансирования сельского хозяйства по остаточному принципу. Пора прекращать истощение российской провинции! Не следует использовать вертикаль власти для стимулирования чиновников на местах, осуществляющих сокращение якобы неэффективных расходов на социальную сферу».
«Думаю, любой педагог, ознакомившийся с образовательной инициативой «Наша новая школа», осознает ее актуальность и рад содействовать воплощению в жизнь всего задуманного. Но многое зависит и от государства. Обеспечит ли оно условия для реализации своей собственной инициативы?» – задаются вопросом сельские учителя.