Еще 10 лет назад коррупция значилась одним из пунктов в длинном списке нерешенных государственных проблем. Пенсии и зарплаты бюджетников были мизерными. Инфляция мгновенно обесценивала то, что попадало в кошельки граждан. Не хватало лекарств. Образование разрушалось. Нарастало всеобщее недовольство. Неудачная монетизация льгот вывела в 2005 году на улицы тысячи пенсионеров. На этом фоне коррупция смотрелась далеко не первым по значимости злом. И вот сегодня оказалось, что если остальные проблемы находят какие-то решения, то коррупция не только не уменьшилась, но и возросла.
По заданию «НГ» информационно-аналитическая система «Медиалогия» составила список самых громких коррупционных скандалов, ориентируясь на упоминания о них в СМИ, за последние четыре года. И выяснилось, что уже в 2010-м коррупционный фон страны превысил данные осени 2006-го.
Тогда, пять лет назад, в стране разразился скандал такой силы, что даже единороссы потребовали от президента Владимира Путина удалить с поста, хотя бы на время расследования злоупотреблений в Фонде обязательного медицинского страхования и Пенсионном фонде России, главного героя этой истории – министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. Напомним, закончилось противостояние отправкой чиновника послом в Украину. А потом Зурабов стал советником президента.
У граждан, озабоченных ростом стоимости лекарств и низкими пенсиями, осталось стойкое послевкусие не самого приятного свойства. Потому что, с одной стороны, Зурабова отстранили от власти. Но роль его в цепочке явных злоупотреблений так и не прояснилась. А ведь дело доходило в разгар скандала до выступлений в Думе известных депутатов-единороссов. Которых, заметим, потом никто не обвинял в клевете.
Президент Дмитрий Медведев положил в основу своей предвыборной программы именно борьбу с коррупцией. Три года его пребывания у власти действительно ознаменовались крупными разоблачениями. И вот в преддверии новых президентских выборов 2012 года глава государства вынужден признать: коррупция по-прежнему «держит страну за горло». Создается впечатление бесконечного сериала. Когда в начале каждой «серии» появляется чувство возмущения, перерастающее в удовлетворение по поводу наказания виновников – или в раздражение по поводу ухода от ответственности фигурантов очередного громкого дела. Напомним некоторые из них – самые известные.
В сентябре 2007-го череда крупных коррупционных скандалов сотрясала Счетную палату (СП). Сразу несколько высокопоставленных сотрудников ведомства Сергея Степашина были задержаны за взятки. В одном из эпизодов, к примеру, фигурировали бывший сотрудник палаты и высокопоставленные чиновники космической отрасли. Последние пытались с помощью взятки избежать ревизии на одном из подведомственных предприятий. Подозреваемый в вымогательстве начальник инспекции Юрий Гайдуков был полковником ФСБ, прикомандированным к СП.
Борьба с коррупцией давно уже приобрела родовые признаки пиар-кампании. Виновников находили легко. Когда охота на оборотней несколько поднадоела телезрителю, гнев разоблачителей обрушился на мэров городов. Это были очень удобные жертвы: централизация финансирования вынуждала их то и дело нарушать закон, и этим пользовались политические конкуренты градоначальников. А федеральный Центр умывал руки: местное самоуправление не входит в систему органов госвласти.
Вот характерные примеры. 2008 год. Мэр Волгограда Евгений Ищенко, признанный виновным в незаконном предпринимательстве и незаконном хранении боеприпасов, вышел на свободу только на следующий месяц после проведения в городе новых выборов главы города. Мэра Томска Александра Макарова обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взяток, халатности, незаконном участии в предпринимательской деятельности. К трем годам лишения свободы условно был приговорен экс-мэр Архангельска Александр Донской... Результатами этой кампании федералы удачно воспользовались – сегодня повсеместно выборы мэров заменяются назначением сити-менеджеров.
Делались попытки разоблачений губернаторов. В 2008 году в доме главы Приморского края Сергея Дарькина оперативная группа провела обыск, изъяв у губернатора сейф с документами. Одновременно появилась информация о некоем черном списке губернаторов, где значилось около 40 имен.
Тогда же, в 2008-м, кадровые скандалы сотрясали Следственный комитет при прокуратуре (СКП). Вслед за увольнением правой руки главы ведомства Дмитрия Довгия были сняты с постов еще трое сотрудников. Все это происходило на фоне развивающейся войны с Генпрокуратурой.
В 2008 году был создан Совет при президенте России по противодействию коррупции. Тогда же Государственная Дума образовала аналогичную комиссию, куда вошли представители всех четырех думских партий. А глава государства Дмитрий Медведев на совещании в Кремле поручил правительству в течение месяца подготовить национальный план по борьбе с коррупцией.
Между тем граждане не слишком беспокоились по поводу коррупции. Поскольку оказывались в ситуации, когда без взяток дела просто уже не решались. К примеру, по данным фонда «Общественное мнение» 42% москвичей признались, что давали взятку должностному лицу. Больше всего от коррупции страдали предприниматели: 56% из них платили взятки, а 66% говорили, что не раз сталкивались с вымогательством.
В 2009 году на одном из заседаний Совета Федерации председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заявил, что одно из самых коррумпированных в стране ведомств – МВД: «Чаще всего судят за это сотрудников органов внутренних дел, здравоохранения, Министерства образования, налоговых инспекций и Роспожарнадзора». Однако, признал Лебедев, большинство рассматриваемых дел касается небольших взяток. Наказывались ежегодно около 300 тыс. человек.
Коррупционные скандалы в ведомстве Михаила Зурабова не помешали ему получать престижные назначения. Фото Романа Мухамеджанова (НГ-фото) |
Коррупция заражает всех, к ней прикоснувшихся. Западные компании вынуждены считаться с особенностями российского бизнеса. Еще в 2007 году внутреннее расследование компании Siemens выявило незаконные выплаты компании на сумму свыше 1,5 млрд. евро в течение 10–12 лет. Расследовала это дело американская юридическая фирма Debevoise & Plimpton. Siemens должна была в результате проверки заплатить около 600 млн. евро дополнительных налогов. У всех на памяти аналогичные дела 2010 года – со взятками российской стороне от менеджеров компаний IКЕA и Daimler AG. Тогда же прошли обыски в московском офисе Hewlett-Packard. Прокуратура Саксонии предположила, что ее российские коллеги могли получить откат от компании в размере 8 млн. евро за заключение в 2003 году контракта на 35 млн. евро– на поставку ведомству современной компьютерной системы, предназначенной для обеспечения безопасной связи между прокурорами по всей стране. Немецкую сторону заинтересовали и другие контракты, которые HP заключал в 2003–2009 годах с различными российскими госструктурами.
Борьба с коррупцией вроде бы не прекращалась ни на день – но ее видимых результатов не обнаруживалось. Одновременно становилось ясно, что без решения этой проблемы не сдвинуть с места и других. Например, в октябре 2010 года Дмитрий Медведев в разговоре с новым мэром столицы Сергеем Собяниным прочно связал с наличием коррупции трудности борьбы с пробками на дорогах: «В Москве много возможностей для ведения бизнеса, для осуществления различного рода проектов, но не все они удаются легко. Причин тому много, одна из них, и мы говорим о ней прямо и открыто, – это коррупция. К сожалению, в этом направлении в последнее время мало что предпринималось, а в ряде случаев использовались такие схемы, которые как минимум нужно проверить на соответствие законам».
Кстати, после ухода с поста предшественника Собянина в отношении чиновников разного ранга, работавших под началом Юрия Лужкова, было возбуждено полтора десятка уголовных дел о коррупции...
Говоря о смертельной хватке руки на горле страны, президент не преувеличивал. Коррупция обнуляет любые попытки не только модернизации, но и обычного ведения бизнеса. Ни одна экономика не может развиваться вне поля твердых расчетов: но взятки кратно и в непредсказуемом размере увеличивают их, делая невыгодными любые инвестиции. Нельзя строить дороги, если не знать, сколько придется отдать чиновникам за разрешения разного рода. А это означает, что нельзя даже подсчитать, сколько надо дорог стране. Ведь цена вопроса зависит уже далеко не только от производителя. Нельзя даже посчитать, сколько надо машин. Потому что покупательную способность населения невозможно установить – взятки путают карты. Экономика страны развивается на ощупь. А прокуратура, призванная быть на переднем краю борьбы с коррупцией, переживает сегодня далеко не лучшие времена. Она сама стала ареной скандалов.
Президент вступился за ведомство. Причины понятны. Однако логика его небезупречна: почему привлечение к ответственности родственников высокопоставленных чиновников трактуется главой государства в контексте сталинских репрессий? В конце концов в эту стену может упереться любое расследование: фигуранты очень многих громких коррупционных процессов имеют родственников на разных уровнях вертикали.