Иллюстрация Вадима Мисюка
Если событие, случившееся достаточно давно, продолжает волновать людей, то это не просто событие. Это значит, что оно – знаковое, свидетельствующее о появлении неких качественно новых характеристик в нашем обществе.
Строим криминальное государство?
С полным основанием к таким реперным точкам следует отнести и трагедию в станице Кущевская Краснодарского края, что произошла 4 ноября уходящего года. На смену сухим репортерским сообщениям стали приходить аналитические материалы. Их много. Очень много. Значит, проблема действительно острая, раз она взволновала столько совершенно разных людей. Даже председатель Конституционного суда Валерий Зорькин не смог пройти мимо этой беды в своей последней статье «Конституция против криминала». В ней он сделал вывод о возможности превращения России из криминализированного государства в государство криминальное. Поясню разницу так, как я ее вижу: в первом случае преступность стала системным явлением и успешно встроилась в систему государственной власти (что мы сегодня наблюдаем почти повсеместно), а во втором преступность становится системообразующим фактором и подчиняет себе государство. Для многих читателей наверняка это станет откровением, что же касается специалистов, то они предупреждали о таком сценарии развития событий с начала 90-х годов прошлого века. А один из наших самых известных криминологов профессор Азалия Долгова еще в 2003 году издала объемную монографию «Преступность, ее организованность и криминальное общество», в которой подробнейшим образом описала многое из того, что сегодня происходит. Иными словами, мы это знаем, мы не молчим, а постоянно говорим – и не просто говорим, но и предлагаем конкретные меры противодействия, но власть по закону падающего бутерброда все делает наоборот.
Даже WikiLeaks выложил ряд дипломатических депеш, в которых Россию называют «криминальным», «мафиозным» и «фактически мафиозным государством» и т.п. Наплевать! «Нехай клевещут», как говорилось в старом советском анекдоте о передачах разных «голосов». Согласен, но мы-то сами должны знать самих себя любимых. Президент назвал уголовную статистику брехней, но сегодня не только уголовная статистика, но и сами дела, рассматриваемые судами, перестали содержать полные, верные и представительные сведения. А зачем?
Итак, ситуация качественно изменилась. Рефлексия власти и людей на эти изменения различна.
Что делают люди?
Люди – наши с вами сограждане, живущие в сотнях кущевок по всей России, перестают молчать. Они обращаются к власти: «Наведите и у нас порядок!» Ситуации при этом выплывают на свет божий просто жуткие. Например, в Кузбассе, где правоохранительные чиновники «не заметили», как на видеозаписи бандиты стреляют в человека. И не один раз, а несколько десятков (!!!) раз. Или как один из бандитов гоняется с топором за сыном потерпевшего. Наверное, эти чиновники решили, что идет какая-то игра, а то, что из потерпевшего достали потом 40 пуль, – издержки этой игры. Или Волгодонск, где местный «цапок» по кличке Адмирал 20 лет терроризирует город. Да еще при этом умудряется сфотографироваться с президентом и опубликовать эту фотографию. Уже и службы безопасности совсем не стало? Кто позволил бандиту, лидеру ОПГ подойти к президенту?
Есть прямые и публичные обращения к президенту. Так, следователь ОВД Кущевского района Елена Рогоза, если помните, обратилась с видеообращением к Дмитрию Медведеву, в котором назвала конкретные факты принуждения ее конкретными должностными лицами к совершению неправомерных действий.
Есть массовые выступления. 11 декабря 2010 года была разгромлена Манежная площадь в Москве. Сначала попытались все бесчинства списать на футбольных фанатов. Не прошло и не могло пройти. Конечно, с этим надо разбираться досконально, но в самом общем виде это есть стихийный протест на бездействие и заигрывание власти с националистическими группировками, в том числе и профашистского толка. Пора понять, что хорошего фашизма не бывает. Фашизм плох всегда вне зависимости от того, русский он, кавказский, еврейский или татарский. Хватит кричать: «Фашизм не пройдет!» Он уже идет, и это шествие надо жестко и сурово пресекать.
А что делает власть?
По старой, но недоброй традиции она предпочитает отмолчаться и отсидеться. «Авось рассосется». Не тут-то было.
Беспорядки на Манежной были напрямую спровоцированы бездействием власти. После убийства молодого парня, одного из болельщиков, были задержаны подозреваемые. Но утром их всех отпустили. Они тут же сбежали из Москвы к себе в аулы – все задержанные были выходцами с Кавказа. Через несколько дней милиция их снова задержала. Кому нужна такая непродуктивная работа Головинской прокуратуры? Интернет полон сообщений, что Головинская прокуратура, представители которой и отпустили всех подозреваемых, более чем наполовину состоит из выходцев с Кавказа. Я никогда не был в Головинской прокуратуре, даже не знаю, где она находится, но оснований не верить сообщениям вполне конкретных, не скрывающихся за никами людей, у меня тоже нет. В этом отношении их – прокурорских – действия закономерны и понятны. Они никак не могут уяснить, что ситуация после 4 ноября поменялась и то, что было обыденностью вчера, сегодня не пройдет, за это нужно будет отвечать.
Не будь этой преступной бестолковщины с отпуском подозреваемых (они, правда, формально и не были подозреваемыми, но это только усугубляет безответственность власти) – не было бы и массовых беспорядков на Манежной. Сегодня это, по-моему, уже для всех очевидно. Незадолго до нового года Русская служба новостей обнародовала данные, что 87% опрошенных поддерживают митингующих на Манежной. Неужели еще какие-то комментарии к этому нужны?
Не открою никакого секрета, хотя писать мне об этом крайне неприятно: вся правоохранительная система прогнила, и очень сильно. Работник милиции в форме может войти в магазин и начать стрелять по покупателям. Просто так, без малейшего повода. Ему было скучно. МВД проверило 21 тыс. человек из руководящего состава различных подразделений милиции на психологическую и психическую адекватность. Результаты шокируют: таких потенциальных стрелков там не менее 2,5 тыс. (если быть точным, то 2426 потенциальных евсюковых сегодня пока еще служат в МВД).
Прокурор района может выйти на улицу и начать стрелять по прохожим, а потом долго не сможет понять, в чем же его обвиняют. Судья может схватить ребенка и швырнуть его в мусорный бак только за то, что тот, проходя мимо, задел его машину. Примеров десятки и сотни. Они уже не отдельные факты, а безобразная «картина маслом» нашей действительности. Это не означает, что правоохранительные органы не очищаются от своих доморощенных оборотней. Очищаются. Последнее время этот процесс идет особенно интенсивно. Беда в другом: база выбора сужается, как шагреневая кожа.
Да что там милицейские и прокурорские чиновники! У нас некоторые мэры городов и даже губернаторы имеют воровские клички («погонялы» – на их языке). Я не верю, что с этим нельзя справиться и пресечь. Можно и нужно! И не «по случаю» и избранно, а всех виновных и замешанных. Виновных при этом надо не освобождать от должности, а привлекать к ответственности. А то освободили начальника ГУВД Краснодарского края, а бывший префект Северного округа Москвы Олег Митволь пишет в своем микроблоге: «Нач[альник] ГУВД Краснодарского края сегодня плавно перемещается в рейтинг Forbes. Интересно, а кто богаче – нач. ГУВД Краснодарского края или Билл Гейтс?» И с ним, видимо, можно согласиться. Если милицейские генералы (из транспортной милиции), арестованные уже, так, между делом, покупали себе избенки стоимостью под 2 млн. долл., то и предположение Митволя имеет право на существование.
К чему пришли?
Четкие и ясные указания президента блокируются бездействием, а точнее говоря, вялотекущей деятельностью на местах. А из Москвы в каждую кущевку бригаду не пошлешь. Не посылать нельзя, а посылать скоро будет просто некого. Это порождает новый виток вялотекущего процесса обессиливания центральной власти. Как результат – отчуждение власти от народа нарастает не по дням, а по часам. Это очень опасно для государства.
Почему мы не хотим учиться даже на своих собственных ошибках и с неизменным упорством хотим со всей мочи топнуть по граблям? Народ, живущий в государстве, не может жить отдельно от государства, а государство само по себе, без народа, в принципе невозможно. Об этом надо всегда помнить при принятии значимых для государства и для народа решений.
В конце прошлого года президент подписал Указ «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». Речь в нем идет о создании координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Федерации. Идея очень хорошая: необходимо менять всю идеологию борьбы с преступностью. Я этим занимался и знаю высокую эффективность этой формы работы. Однако координировать эту работу на уровне субъектов Федерации без координации в Центре почти бессмысленно. Ведь координация предполагает в той или иной форме высвечивание целого ряда пикантных ситуаций, которые раньше решались кулуарно и за закрытыми дверями. А тут не только твои коллеги, но и представители институтов гражданского общества, некоммерческих организаций и другой люд. Смог бы в этом случае прокурор Краснодарского края вывести из-под удара своего кума Цапка? Вряд ли. То есть элементарная прозрачность принимаемых решений зачастую делает невозможным кумовство и коррупцию. Сергей Собянин недавно предал огласке простой факт: тендеры на закупку лекарств всегда выигрывала одна фирма. Именно потому, что была одна. Но в двух случаях было пять и семь других фирм. Цены сразу упали на девяносто с лишним процентов. Очень показательный факт. Но «пострадавшие» чиновники ему этого никогда не простят.
Опираясь на результаты работы созданных координационных совещаний, можно будет более строго спрашивать с руководителей регионов, не направляя бригад из Центра. Логика простая: либо ты наводишь порядок сам, либо за тебя это будет делать другой человек.
Любая, самая сложная задача имеет решение. Были бы желание и воля. Воля продекларирована, за желание спросим.