Модернизация нередко представляется как задача, для решения которой требуются определенные ресурсы – деньги, люди, технологии. Однако десятки стран в мире не сумели провести модернизацию, и только отдельные страны за последние полвека успешно справились с ней.
Почему? Потому что модернизация – это не задача. Это проблема, которая имеет решение по некоторым уникальным формулам. Эти формулы каждый раз складываются из взаимодействия различных методов и подходов, институтов и правил, способов движения к будущему┘ Они складываются из системы национальных кодов, национальных институтов – всего того, что можно называть в широком смысле этого слова культурой. Если удается достичь бесконфликтного сочетания этих условий, то модернизацию экономики ждет успех. Именно так было в Японии, в Южной Корее, так в свое время это происходило в странах Европы и Северной Америки. И именно поэтому мы, коллектив авторов доклада «Культурные стимулы модернизации», попытаемся найти культурные подходы к российской модернизации.
Это та предпосылка, которая объединила разных по профессиональным увлечениям авторов – кинорежиссера Павла Лунгина, журналиста и филолога Александра Архангельского, и институциональных экономистов Виталия Найшуля и Александра Аузана. Мы уверены, что для модернизации не нужно ломать существующие культурные коды. Нужно найти в этих культурных кодах те элементы, на которые можно опереться.
Мы говорим именно о модерне, а не об авангарде. Успешной была модернизация в тех странах, где к ней подходили не на проектной основе, а как к строительству институциональной среды. Нам нужно не ломать культурные константы, а использовать их потенциал.
Между тем история российских модернизаций в политике и экономике – сплошная череда незавершенных начинаний. Но в русской культуре мы находим пример состоявшейся модернизации – литературный язык, модернизированный Пушкиным (и всем его поколением). В краткие сроки, с долгим шлейфом великих следствий. Среди которых – формирование общего контекста, социального клея, который удерживает в едином поле разнородные слои общества, не позволяя дойти до крайнего раскола – русский человек это тот, кто знает Евгения Онегина, Татьяну, Петрушу Гринева. И невозможность до конца уничтожить российскую картину мира, даже средствами культурной революции: русская классика, сохраненная в школьной программе, оказалась сильнее коммунистической пропаганды и удержала гуманистические представления в сознании четырех поколений советских людей.
Этот прецедентный случай показывает, что: а) ненасильственная гуманитарная модернизация может состояться на российской почве; б) в ней неразделимы европейская ориентация и укорененность в почве; в) активно обновляемая традиция не противоречит модернизации, но может становиться ее главным ресурсом. В том числе для экономики и политики.
Что мы намерены сделать для успешного выполнения исследовательской задачи?
Прежде всего мы собираемся реализовать большой и интересный социологический проект в Петербургском центре независимых социологических исследований под руководством Виктора Воронкова. Это будут сравнительные и качественные исследования трудовых карьер в России, Германии и США. Мы рассчитываем получить подтверждение (или опровержение) некоторых наших предположений, которые мы формулируем, основываясь на эконометрическом исследовании кросс-культурных характеристик, на лингвистическом анализе динамики ценностей в текстах, представлений о том, как устроены базовые, неформальные институты, и так далее.
Мы рассчитываем, что по результатам этого проекта удастся сформулировать нормативные предложения различных вариантов культурной политики, способствующей экономической модернизации.