Анатолий Чубайс открыл дискуссию об уровне развития нанотехнологий в Красноярске.
Фото Игоря Михайлишина
Красноярский край, несмотря на довольно мощный научно-промышленный потенциал, в области инноваций и нанотехнологий явно уступает соседям – томичам и новосибирцам. Интересные разработки, даже замеченные на российском уровне, не делают погоды в крае, привыкшем делать ставку на мегапроекты, а не нанотехнологии.
На берегах Енисея о нанотехнологиях впервые широко заговорили в декабре 2009 года, когда в Красноярск приехал гендиректор российской корпорации «Нанотехнологии» Анатолий Чубайс. Специально для Анатолия Борисовича устроили выставку красноярских нанодостижений, на которой глава «Роснано» отметил несколько перспективных проектов.
«Отобранные проекты – это в перспективе пять-шесть заводов. В реализацию каждого проекта мы готовы вложить около 1,5 миллиарда рублей. Но если Красноярский край будет активно представлять значимые проекты в стадии глубокой проработки, мы готовы хоть весь наш бюджет вложить в развитие наноиндустрии региона, – заявил Чубайс. – Красноярский край – один из 25 высокоразвитых регионов России, который может претендовать на лидерские позиции в наноотрасли благодаря инженерному, технологическому, производственному и научному потенциалу».
Но комплименты Чубайса не стали ферментом, который ускорил появление на сибирской почве новых проектов. Хотя наноразработки красноярских компаний регулярно принимают участие в международных и российских выставках. Это направление развивается на Красноярском алюминиевом заводе, на предприятиях атомной и космической промышленности, в высших учебных заведениях Красноярска. Несколько статей красноярских исследователей в прошлом году появились в авторитетных зарубежных научных журналах NANO letters и ACS NANO.
Настоящей звездой российских инновационных конкурсов стал проект красноярского хирурга Алексея Власова, который вместе с коллегами из медуниверситета разработал эквивалент кожи человека для полноценного восстановления раневой поверхности любых ожогов. Специальное покрытие переносится на рану вместе с клетками пациента. Клетки участвуют в построении кожи, они сами дифференцируются в клетки организма пациента.
Группа аспирантов-естествоиспытателей из красноярского Института леса научилась клонировать сибирские виды хвойных, создав уникальную среду для появления на свет ценных пород этих деревьев. Например, в пробирках выращивались кедры. Но этот проект пока дал только повод для обидной метафоры в одном из недавних выступлений главы края.
«В крае до сих пор нет необходимой инфраструктуры. Странная позиция у ответственных чиновников – узнавать о существовании инновационного предприятия в собственном городе только в ходе моего посещения. О какой индивидуальной работе, точечной настройке, выращивании инноваций может быть речь при таком подходе, – возмущается губернатор Лев Кузнецов. – Пока инновационный бизнес у нас походит на мини-кедр в стеклянной колбе, который мне показывали в красноярском бизнес-инкубаторе. Оригинальный сувенир, и не более того!»
Эксперты полагают, что ситуация с инновациями и нанотехнологиями в крае обусловлена сложившейся инфраструктурой. «Регион стал заложником своей сверхиндустриализации. В красноярских университетах развивается только исследовательское направление, но пока в вузах не будет предпринимательского компонента, большинство инновационных разработок не имеет шанса на широкое применение, – говорит профессор Красноярского педагогического университета, политический аналитик Юрий Москвич. – Ставка делается на сырьевую экономику и мегапроекты. Краю нужно соскочить с сырьевой иглы. Только это может заставить власть и бизнес заниматься развитием инновационного сектора».
Красноярск