Закрытость московского градоначальника отмечают респонденты всех отечественных социологических служб.
Фото PhotoXPress.ru
Советская история богата примерами головокружительных взлетов вчерашних рабочих, выходцев из отдаленных весей, по ступенькам извилистых лестниц взбежавших вверх – туда, где никто из их отцов и дедов и не мечтал оказаться. Уроженец ханты-мансийского села, прошагавший путь от челябинских станков до самого престижного мэрского кресла Сергей Собянин – это советская сказка в постсоветской России? Что рождает такие истории? Как одни остаются, а другие оставляют позади? Чего ждать от таких лидеров?
Как правило, можно выделить три основные группы факторов, способствующих сохранению людьми лидерских позиций: личностные, ситуационные и так называемые транзакционные.
Если пристально рассмотреть первую – личностную – группу факторов, то очевидны три ее основных направления. Это, во-первых, такие характеристики лидера, которые способствуют достижению группой именно ее целей, и здесь мы встречаем самые разнообразные варианты – от физической силы и ума до политического опыта. Во-вторых, в личностные факторы попадает и набор межличностных умений – организованность, склонность к сотрудничеству, убедительность и т.п. То есть те черты, которые способствуют восприимчивости лидера к требованиям группы. Такие характеристики прежде всего поддерживают работу в качестве социального лидера, то есть главы, ориентирующегося на запросы участников группы, а не столько на решение конкретных задач. Ну и, наконец, в-третьих, в этой же группе факторов мы находим и определенного рода мотивацию: стремление к признанию заслуг и достижений, амбициозность, желание брать на себя ответственность за достижение результата.
При этом стоит подчеркнуть: все эти качества способствуют занятию человеком лидерских позиций, но ни одно из них не гарантирует, что это обязательно произойдет.
Если исходить из оценок населения, в случае с новым московским мэром очевидно, что можно говорить прежде всего о проявлениях первой и отчасти третьей подгруппы личностных качеств. Так, по данным ВЦИОМа, в пятерку качеств наиболее присущих Сергею Собянину, вошли главным образом управленческие и так называемые «результативные» компетенции – «хозяйственный опыт» (23%), «образованность» (21%), «жизненный опыт, мудрость» (18%) и снова «управленческая и экономическая компетентность» (17%). Единственное оказавшееся в этом списке межличностное качество «хорошие связи, умение наладить нужные контакты в Москве» заняло третью позицию в топ-списке с 18%. А такие черты, как «умение заботиться о людях, справедливость», «личное обаяние», «простота в общении, доступность», плетутся по большей части в конце списка с 13%, 9% и 7% соответственно.
Очевидно, что Москва в случае с Собяниным столкнется с лидером, ориентированным прежде всего на результат и в меньшей степени на общественную составляющую. Иначе говоря, москвичи получают «крепкого хозяйственника», успешно решающего поставленные задачи, что само по себе чудесно, однако то, что социальные компетенции такого лидера на втором плане – ослабляет его управленческий потенциал. Мы имеем дело с эффективным менеджером, а не с заботливым/строгим отцом или понимающим другом – то есть не с теми управленческими ролями, которые россиянам (и москвичам в том числе) более понятны.
Однако вернемся к факторам, катализирующим лидерские перспективы. Во второй группе представлены ситуационные характеристики. И снова здесь мы видим важность коммуникативного фактора – оказаться в нужном месте в нужное время мало, необходимо стать неким посредником между интересами и целями различных членов группы и подгрупп, а также ресурсами и результатом.
Третья группа факторов (так называемые транзакционные характеристики) включает в себя личностные и ситуационные составляющие, но центральная роль отводится все же не харизме и даже не процедурной составляющей, которой становятся «удачные обстоятельства и ситуации». В основе этой группы факторов все же позиция последователей. В данном случае значительную роль играют ведомые.
Люди выбирают тех, кто разделяет их взгляды и цели. Те, кто это игнорирует, теряют поддержку и свои кресла. Даже в случае с невыборным характером должности этот фактор немаловажен, так как эффективность решения задач любым лидером зависит от степени ситуационного контроля. Высокая степень ситуационного контроля (выражающаяся в высокой степени легитимности власти, а также в значительном уровне одобрения населения – пусть пока авансом), к сожалению, не нуждается в ориентации на социальное лидерство в целях достижения высокой эффективности управления. Однако если один из компонентов ситуационного контроля пошатнется (та же оценка действий нового градоначальника населением), это грозит резким спадом в уровне эффективности его деятельности, в случае если будут применяться прежние решения, основанные на результатах, а не на межличностных аспектах (доступность, открытость, восприимчивость и т.д.).
Выходит, что роль населения и его оценки в данной ситуации – ключевая и является не только предвыборной обязанностью, но и необходимостью для управления – как в интересах решения задач, так и в целях поддержания продуктивной общественной составляющей.
Судя по социологическим опросам, москвичи высоко оценивают управленческие характеристики нового мэра столицы и его опыт хозяйственника. Фото ИТАР-ТАСС |
Между тем социологи отмечают две основные тенденции: значительный аванс доверия и одобрения Сергея Собянина на посту нового мэра Москвы (как со стороны россиян, так и москвичей), а с другой стороны – крайне низкая степень информированности об этом человеке и его работе. Так, специалисты ВЦИОМа отмечают, что 52% опрошенных россиян поддерживают решение президента о назначении этого человека на пост главы российской столицы (только 10% высказываются против, 27% признаются, что им это безразлично, а 11% затрудняются дать ответ). И в то же время все ведущие социологические центры отмечают закрытость данного политика – большинству населения о нем по-прежнему ничего неизвестно. К примеру, социологи Фонда общественного мнения (ФОМ) в ответ на вопрос: «До того как Сергей Собянин стал мэром Москвы, вы о нем знали или что-то слышали или ничего не знали, ничего не слышали?» – получили следующие ответы респондентов: 69% – слышали о нем впервые, 19% – слышали «что-то», 9% – знали, а 3% – затруднились дать ответ. Среди москвичей картина не слишком отличалась (65% слышали впервые, 18% слышали что-то, 13% знали и 4% затруднились дать ответ). Правда, стоит упомянуть, что отдельного исследования среди московской аудитории по вопросу одобрения/неодобрения нового мэра пока ни один из ведущих социологических центров еще не провел, и данные, приводимые выше, касаются небольшой части (7%) москвичей, вошедших в общую выборку исследования. Как видим, в настоящий момент большинство респондентов, поддерживая решение президента, высказывают такое одобрение скорее авансом, так как объект одобрения пока малознаком.
Вернемся к одному из вопросов, заданному в начале этой статьи: чего ждать от нового лидера? Что дальше? ВЦИОМ составил топ-лист проблем, требующих, по мнению москвичей, незамедлительного решения. В десятку наиболее острых попали: «пробки, отсутствие парковок, состояние дорог, работа транспорта» (42%), «высокие цены на товары и услуги» (29%), «наплыв мигрантов из стран СНГ» (17%), «безработица» (16%), «плохая экология» (14%), «коррупция во власти, бюрократия» (14%), «низкий уровень жизни, зарплаты, пенсии» (14%), «недоступность жилья, ветхое жилье, ЖКХ» (13%), «высокий уровень преступности, угроза терроризма» (12%), «недоступность бесплатного медицинского обслуживания» (9%). Причем острота первых трех проблем выросла в полтора-два раза в сравнении с 2009 годом. Таким образом, вполне ожидаема была повестка дня нового мэра – озвученная уже не раз в течение прошлой недели: дороги, борьба с коррупцией, социальная поддержка населения и т.п.
Любопытно, насколько население, в целом поддерживая решение президента о назначении нового мэра российской столицы, верит в то, что новый глава справится с тяжелым грузом забот, свалившимся на его плечи. По мнению специалистов Левада-Центра, перспективы не самые радужные.
Так, 45% опрошенных Левада-Центром респондентов считают, что с приходом нового мэра Москвы положение дел в столице останется прежним (правда, нужно отметить, что данный вопрос социологи россиянам задавали еще до того, как было объявлено имя нового мэра), 9% полагают, что ситуация даже ухудшится, и только четверть (24%) верят в то, что станет лучше (по Москве результаты соответственно: 49%, 6% и 16%). Приблизительно каждый пятый (23%) в России и каждый четвертый в Москве (28%) затруднился дать ответ на этот вопрос. И с коррупцией, кстати, по мнению опрошенных Левада-Центром россиян, также все останется, как и было (59% – в России и 66% – в Москве). В то, что коррупции станет меньше, верит пока лишь каждый пятый (20% среди россиян и 22% среди москвичей), правда, в том, что ее станет больше, убеждены лишь 5% россиян и 1% пессимистично настроенных москвичей.
Таким образом, приходится констатировать: аванс доверия и поддержки нового мэра столицы не безграничен. И теперь важно не только то, решит ли новый глава стоящие перед ним задачи, но и то, как он будет это делать. Принимая во внимание важность позиции населения, открываться и усиливать общественную составляющую своего лидерского стиля необходимо. Именно это поможет стабилизировать авторитет нового градоначальника и способствовать более эффективному решению задач. В конце концов, идут не только за тем, кто ведет, но также и за тем, за кем хочется идти.