0
1711
Газета НГ-Политика Интернет-версия

19.10.2010 00:00:00

Межсекционное заседание по Договору о европейской безопасности

Вячеслав Никонов

Об авторе: Сергей Михайлович Миронов - председатель Совета Федерации РФ. Вячеслав Алексеевич Никонов - президент фонда "Политика", исполнительный директор фонда "Русский мир".

Тэги: безопасность, договор


Сергей Миронов: «Закрепление в международном праве принципа неделимости безопасности крайне важно»

Cегодня именно Европа могла бы стать своего рода творческой лабораторией по разработке и практической обкатке новых компонентов глобальной системы безопасности. Отсюда и известная инициатива президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности. Суть и ценность предлагаемого документа – совместными усилиями создать в области военно-политической безопасности в Евроатлантике единое неразделенное пространство. Для этого предлагается закрепить в международном праве принцип неделимости безопасности. Я глубоко убежден, что весомая роль в деле укрепления военно-политической стабильности на континенте принадлежит не только государственным структурам, но и обществу, включая политические партии, неправительственные организации научно-экспертного сообщества, средствам массовой информации.

И здесь, конечно же, нельзя не сказать о парламентах и нельзя не сказать о парламентской дипломатии. Дело в том, что, когда мы говорим о парламентской дипломатии, мы понимаем, что у парламентариев в прямом смысле слова более свободны и, прямо скажем, развязаны руки, потому что они не связаны теми или иными инструкциями своих МИДов или исполнительной властью, они могут более свободно выдвигать идеи, более свободно их обсуждать, тем самым продвигая нас к общей цели.

Вячеслав Никонов: «Когда из европейской системы выпадают ключевые игроки – Европа становится крайне нестабильной»

Семь пунктов о Договоре о европейской безопасности.

Первый. В существующей системе безопасности в Европе Россию не устраивает то, что мы к ней не принадлежим. Дело в том, что после окончания холодной войны не была создана новая европейская архитектура, а была приспособлена старая архитектура, прежде всего путем расширения НАТО, из этого процесса выпало несколько крупных европейских государств, включая Россию, Украину, мы все знаем хорошо, что происходит в Европе, когда из европейской системы выпадают некоторые ключевые игроки – Европа становится крайне нестабильной.

Второй. Содержание договора. Мнение российского экспертного сообщества заключается в том, что hard security – жесткая безопасность, по этим вопросам важнее договориться, и, если по ним удастся договориться, вероятно, можно будет выйти на более широкие договоренности.

Третий. Формат договора. Обсуждается в основном пять возможных форматов: это «Хельсинки-плюс», «Хельсинки-2», «НАТО-плюс», «Европейская политика в области безопасности и обороны-плюс», пятый – это что-то новое. К чему-то новому Европа не готова, европейская политика в области обороны и безопасности сейчас большой вопросительный знак для самих европейцев, расширение НАТО до пределов Европы в географическом смысле представляется невозможным, то есть реальный выбор между «Хельсинки-плюс» и «Хельсинки-2»

Четвертый. Субъекты переговорного процесса. Президент Медведев, выдвигая инициативу, говорил, что это должен быть диалог в том числе и между организациями, и он назвал пять таких организаций: ОБСЕ, Евросоюз, НАТО, Организация Договора о коллективной безопасности и СНГ. Но проблема с такими переговорными процессами заключается в том, что ни одна из этих пяти организаций не имеет права разговаривать от имени своих членов, поэтому неизбежен диалог на национальном уровне. И есть уже страны, которые очень активно поддерживают эту идею, уже называлась Германия, но еще активнее это поддерживает Греция, например, Болгария, Украина, Армения, целый ряд других. Ну и, конечно, это должен быть договор на национальном уровне со страной, которая играет самую большую роль в европейской безопасности, – это Соединенные Штаты Америки.

Пятый. Переговорная площадка. ЕС, НАТО – важные площадки, безусловно. Но сама идея множественности площадок, я думаю, российскую дипломатию не пугает.

Шестой. Определение успеха. Что будет считаться успехом договора – если он будет, во-первых, обязывающим, во-вторых, он не оставит никого за бортом европейской безопасности, в-третьих, если он создаст внятный механизм консультаций в кризисных ситуациях и, в-четвертых, укрепит европейскую безопасность.

Наконец, седьмой. Временные рамки подготовки договора. Собственно, с момента выдвижения инициативы прошло уже два года. Я хотел бы надеяться на то, что подготовка нового Договора о европейской безопасности займет все-таки меньше времени, чем подготовка Хельсинкского заключительного акта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
816
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1020
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
930
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
926

Другие новости