Когда мы говорим о формировании определенных новых правовых институтов, то всегда надо иметь в виду те определенные сложности, которые могут встретиться на этом пути. Одну сложность такого характера, как политические интересы и политические определенные ситуации, профессор Зорькин упомянул. Я хотел бы обратить внимание на другую, с моей точки зрения, сложность, именно отличающую нынешние годы, начало XXI века, от периода, когда формировалось современное международное право. Современное международное право формировалось фактически в ходе Второй мировой войны и в послевоенный период. При всех больших политических расхождениях, которые существовали между государствами – создателями международного права, оно было общее. Это определенный общий цивилизационный подход. То есть те игроки, те субъекты, которые играли на арене построения международного права, принадлежали к определенной группе, при всей, повторяю, сложности, различиях. Но это была система права, которая имела общие истоки.
В настоящее время картина изменилась. Речь идет о формировании международного права в межцивилизационных отношениях. Если мы посмотрим на карту мира, на количественные факторы населения, то увидим сейчас совершенно определенную тенденцию: половина земного шара принадлежит народам древней цивилизации, которые в настоящее время значительно активизировались.
Когда мы говорим о международном праве, мы имеем в виду определенные источники права, твердые источники права, и здесь особо не надо и фантазировать, речь идет о международном договоре как источнике международного права, самом определенном и точном, речь идет о международном обычае и о, например, решениях международных организаций, которые носят, может быть, факультативный характер, их можно отнести к определенным источникам права, но они, безусловно, не имеют того значения, которое имеет международный договор.
Другое направление, которое тоже связано с правоприменением и формированием международного права, – это, безусловно, судебная практика. Но если мы посмотрим на соотношение этих источников, то фактически речь идет о судебной практике как источнике международного права, которая в настоящее время больше всего связана с Европой, с Европейским судом.
Когда мы говорим о международном договоре, то здесь мы видим определенный кризис, и кризис совершенно яркий. В чем его яркость? На протяжении столетий или по крайней мере последних двух веков основным инициатором и импульсом развития международного договора было европейское многообразие, многообразие правовых систем, которые находятся в Европе, систем или законодательств правовых интересов. В настоящее время в этом основном источнике мы видим совершенно другую тенденцию, европейские государства фактически заняты созданием нового права – европейского.