Очень важные, но сложные вопросы – как международное право будет гарантом для граждан всего мира и в то же время ответит вызовам быстро меняющегося мира. Весь этот вопрос адресован тому, как удержать и сохранить правильный баланс между процветанием на региональном уровне и сохранить международный баланс на глобальном уровне.
Надо прежде всего нам ценить, каковы были проблемы Киотского протокола, который заканчивает срок своего действия. Рамочная конвенция ООН по климатическим изменениям 1992 года и Киотский протокол являлись важнейшими шагами по борьбе с глобальным потеплением, но у Киотского протокола есть несколько серьезных недостатков. Прежде всего протокол навязывает обязательство по снижению выбросов парниковых газов только на развитые страны. Киотский протокол дал количественные цели снижения газов – 40% для США, например, 8% – для европейских стран. И мы должны сказать, что эти цифры были установлены довольно нечестным способом, и они неадекватны, так как США не участвовали в Киотском протоколе, не подписали его. Только 20% глобального выброса парниковых газов было покрыто и охвачено Киотским протоколом.
Я считаю, что киотский и посткиотский инструменты должны пополняться следующими элементами. Они должны давать более широкое участие в этих инструментах в Индии и Китае, потому что они ответственны за более чем 20% мировых выбросов СО2. Эти страны должны осуществлять свой вклад в гибкой форме, и специфика должна учитываться в каждых странах. Я не верю в мягкие законы, я верю в навязываемые нормы, обязательные к исполнению, но я думаю, что надо также это умело комбинировать с системой тарификации и нетарификации снижения выбросов СО2. Это точка зрения большинства развитых стран, что должен быть единый интегрированный инструмент, который придет на замену Киотского протокола. А все больше развивающихся стран выступают за продолжение Киотского протокола с некоторыми дополнениями, чтобы он был применим до 2013 года. Учитывая текущую ситуацию, которая показывает, что ооновская система переживает коллапс, мы не можем думать о возможности того, что политические режимы будущего будут как-то разрабатывать такие глобальные инструменты, и они будут пролегать вне пределов компетенции ООН. Экономика и окружающая среда не должны рассматриваться как взаимоисключающие понятия. Они должны рассматриваться как взаимоподдерживающие концепции, в этом состоит задача для международных юристов по праву. Они должны найти верный баланс между двумя концепциями.