Мы все хорошо помним, что еще лет шесть-семь назад, когда представлялась концепция социально-экономического развития России, на мой вопрос: «А где здесь индустриальная политика?» – ответ был, что государство в той экономике, которую мы строим, не должно заниматься регулированием экономического развития. А сегодня мы рассматриваем вопрос о влиянии государства именно на развитие.
Фундаменталисты неолиберальной экономики утверждают, что она универсальна для развития всех стран, в том числе и для так называемых догоняющих, развивающихся. Но, по сути, это закрепление некоего колониального подхода к этим развивающимся странам.
Лет 20 назад, если не больше, бразильцы решили начать производить у себя компьютеры. Естественно, на этом рынке доминировали американские корпорации. Но бразильцы включили в договоры с ними необходимость того, чтобы 10% комплектующих производились на территории Бразилии. Сегодня же все компьютеры, которые производятся в Бразилии, формируются из бразильских компонентов. Это пример влияния государства на экономическое и инновационное развитие.
Невозможно, ссылаясь на то, что рынок все сам урегулирует, сам определит и решит, закрывать глаза на опыт наших соседей и участников сегодняшнего заседания. Если, например, сравнить рентабельность добывающих отраслей с рентабельностью в машиностроении и наиболее инновационных областях – телекоммуникациях и связи, вы легко увидите, на что направлены приоритеты. Это опять доказательство того, что необходимо существенным образом эти приоритеты изменять.
Необходимо большее внимание к направлению государственных финансовых ресурсов именно в инновационные отрасли, в НИОКР.
Необходима система коммерциализации научных достижений. Безусловно, необходимо совершенно четкое, последовательное проведение политики, ориентированной на научно-технический прогресс, на инновационное развитие.