1. 20 сентября 2007 года в ДТП в Подмосковье погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов. 2. 25 февраля 2010 года – ДТП с участием вице-президента "ЛУКОЙЛа" Анатолия Баркова.
За девять месяцев этого года СМИ то и дело обращались к теме дорожно-транспортных происшествий с участием высокопоставленных чиновников или их родственников. Система «Медиалогия» подсчитала, что в течение этого времени в прессе появилось примерно полторы тысячи сообщений. По численности сообщений на эту тему не уступали и предыдущие годы. Как правило, героями VIP-ДТП становились губернаторы, федеральные, региональные или муниципальные чиновники.
Несложно догадаться, что пик упоминаний в текущем году пришелся на конец февраля, когда в ДТП попал вице-президент компании «ЛУКОЙЛ» Анатолий Барков. Его «Мерседес» столкнулся на Ленинском проспекте с «Ситроеном», которым управляла 36-летняя сотрудница Научного центра акушерства Ольга Александрина. По одной версии, «Мерседес» выехал на встречную полосу, по другой версии – это сделал «Ситроен».
В результате ДТП Александрина погибла на месте. Пассажирка «Ситроена», 73-летняя заслуженный врач-акушер Вера Сидельникова, была доставлена в больницу, где вскоре скончалась. 61-летний Барков и его 51-летний водитель получили незначительные травмы. Происшествие приобрело большую общественную огласку. Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Расследование взял под личный контроль прокурор Москвы Юрий Семин. Однако следствие пришло к выводу, что вице-президент в ДТП не виновен. Общественность негодовала, но ничего изменить не смогла.
В этом же году пресса с повышенным интересом наблюдала за еще одним весьма резонансным процессом. В декабре 2009 года дочь председателя Иркутского областного избиркома Людмилы Шавенковой сбила двух женщин на тротуаре, одна из них скончалась. Анна Шавенкова находилась за рулем Toyota Corolla. На большой скорости ее автомобиль вылетел на тротуар рядом с Байкальским государственным университетом экономики и права и сбил Юлию и Елену Пятковых. Шавенковой было предъявлено обвинение по части 3 статьи 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также смерть человека), санкция которой предусматривает до пяти лет лишения свободы. Шавенкова полностью признала свою вину, дело рассматривалось в особом судебном порядке. В итоге суд приговорил ее к трем годам лишения свободы в колонии-поселении с отсрочкой исполнения приговора на 14 лет. В то, что дочь чиновницы понесет заслуженное наказание спустя столько лет, в самом регионе мало кто верит, однако ее уголовная история, попавшая на страницы федеральных СМИ, практически сразу же стала основанием для отсрочки наказания на 12 лет для другой женщины – жительницы Тольятти, матери четырех детей и ожидающей пятого Юлии Кругловой, обвиняемой в экономических преступлениях, но имеющей малолетних детей.
В начале этого года чуть ли не на волосок от смерти оказался губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Он ехал на дачу, за рулем находился сам. От лобового столкновения на заснеженной дороге губернатора спасла расчищенная снегоуборщиком обочина. В мае в ДТП вновь попал VIP-автомобиль со спецсигналом. В ночь на 20 мая в центре Москвы водитель бронированного Mercedes S 600, стал, как утверждают очевидцы, виновником аварии. Хотя жертв не было, события развивались примерно по тому же сценарию, что и в нашумевшем ДТП на Ленинском проспекте: VIP-пассажира увез джип сопровождения, с автомобиля Mercedes сняли номера и мигалку, а очевидцев аварии пытался разогнать человек с автоматом. При этом до сих пор неизвестно, кто именно был пассажиром Mercedes. Авария произошла на Тверской улице в районе Пушкинской площади около 11 часов вечера. Позднее выяснилось, что автомобиль принадлежал губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, которого в тот момент в нем не было.
Самыми резонансными происшествиями 2009 года стали не ДТП, а катастрофы вертолетов, на которых, как писали СМИ, летели на охоту высокопоставленные чиновники. Первая случилась в начале января. На Алтае в катастрофе вертолета Ми-8 погиб полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. А в мае потерпел крушение вертолет Bell-407 с иркутским губернатором Игорем Есиповским на борту. Катастрофа, по данным расследования, произошла из-за столкновения с 25-метровым деревом, погибли сам губернатор Есиповский, его заместитель Михаил Штонда, охранник Александр Шестак и пилот Виктор Кунов.
В 2008 году в ДТП попал кортеж президента Чечни Рамзана Кадырова. Одна из машин сопровождения задела автомобиль, в котором находились москвичка с двухлетним сыном. Малыш получил сотрясение мозга и был доставлен в ближайшую больницу. В этом же году в аварию попал автомобиль бывшего президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Он ехал по Рублево-Успенскому шоссе в сторону Москвы. На перекрестке с Подушкинским шоссе машина врезалась в Ford Focus, за рулем которой сидела 21-летняя девушка. От удара обе иномарки вылетели на обочину, сработавшие подушки безопасности уберегли участников аварии от серьезных травм. Через несколько минут после столкновения на место происшествия приехала «Скорая помощь», которая увезла Илюмжинова в больницу.
Главной аварией 2007 года стала катастрофа, в которой погиб костромской губернатор Виктор Шершунов. Служебный «Мерседес» Шершунова столкнулся с «Фордом». Губернатор и его водитель погибли на месте. А двумя годами ранее в автокатастрофе погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Поначалу виновником в ДТП был признан местный житель Олег Щербинский, «Тойота» которого не смогла увернуться от столкновения с губернаторским автомобилем, двигавшимся со скоростью около 200 км. Районный суд приговорил автолюбителя к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. Однако позже, в марте 2006 года, краевой суд, в том числе и под воздействием многочисленных акций протеста, прошедших почти во всех крупных российских городах, оправдал Щербинского. Сам оправданный, правда, после всего произошедшего попросил СМИ «забыть о его существовании».
За последние пять лет ситуация с Щербинским стала едва ли не единственной победой общественности, усмотревшей несправедливость в разборе ДТП с участием высокопоставленных лиц. Все последующие дорожные ЧП высшего уровня, в том числе с Анной Шавенковой, фактически освобожденной судом от наказания, а также с вице-президентом «ЛУКОЙЛа» Анатолием Барковым, признанным невиновным в происшествии, демонстрируют практическую неуязвимость VIP-персон: им и их родственникам, как правило, без труда удается избегать уголовного преследования даже в случаях ДТП со смертельными исходами. Впрочем, радует тот факт, что в последнее время общественность все тщательнее отслеживает, как ведется следствие, и предъявляет свои требования. Причем СМИ в большинстве случаев подхватывают волну возмущений по поводу того или иного происшествия, первоначально набирающую силу в блогах и социальных сетях.