Процесс глобализации является благом для одних и бичом для других. Одним из важнейших аспектов «политического контракта» является следующий: современное государство стремится к тому, чтобы его граждане были в числе тех, для кого глобализация – это благо.
Глобализация уничтожила все связи между экономическим благосостоянием и территориальным положением. В геополитике понятие пространства заменилось понятием процесса. Государствам теперь приходится опасаться бунта богатых, а не бунта бедных слоев общества. Состоятельные люди превратились в кочевников, переводящих средства в ту точку земного шара, в которой они способны принести наибольший доход. Капитал стал интернациональным, между тем как рабочий класс остался национальным. Предприятия облагаются налогами уже не со стороны государства, они сами выбирают себе государства, в которых намерены размещаться и платить налоги. Ни одно «мировое правительство» не сможет регулировать государственную политику при наличии общественных свобод. С другой стороны, правительство и большая часть граждан привязаны к территории государства. Поэтому нужен новый политический субстрат, новая политическая архитектура рынка, которая позволила бы создать богатство без высоких социальных затрат. Это характерно для политики свободной торговли, которую проводила администрация Рейгана в США, с последующим дроблением общества (модель «меньше безработных, больше бедных»).
В наши дни государству необходимо постоянно поднимать уровень своей экономической конкурентоспособности. С геоэкономической точки зрения государство является системой-страной, соревнующейся с другими системами-странами. Конкурентоспособность страны, выраженная как относительная продуктивность, является неотъемлемым элементом любого процесса модернизации. Данная проблема не сводится исключительно к технологии и организации производства, а является задачей прикладной социологии и ведомственной структуризации. Заявления, сделанные Медведевым во время его последнего визита в США относительно борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка, а также его программа «Россия, вперед!» относятся к важнейшим проектам в области геоэкономики.
Но ни для кого не секрет, что сформулировать принципы подобных преобразований куда проще, и нам, итальянцам, об этом известно лучше многих.
***
Сильный является сторонником свободной торговли. Слабый – протекционистом. Однако с экономической точки зрения границы стали прозрачными и уже не способны защитить слабых. У политики протекционизма не осталось ни малейшего шанса на выживание. Единственная стратегия защиты – вести политику динамической, или, я бы даже сказал, наступательной, интеграции в мировое сообщество. Это единственная возможность привлечения международных финансовых потоков, наиболее прибыльных звеньев цепи производства и сбыта, а также привязки их к территории конкретного государства. Геоэкономическое соперничество осуществляется с помощью таких мер, как улучшение инфраструктур, повышение уровня образования и профессиональной подготовки, совершенствование услуг, исследований и разработок в целях развития промышленности и поддержки экспорта.
России следует прийти к компромиссу между двумя методами модернизации: сверху вниз (Петр Великий – Сколково) и снизу вверх (хаотичная итальянская модель с разделением политики и экономики). Нужно найти новый баланс между функциями федеральных и местных властей, бюрократизмом и рациональной централизацией, с одной стороны, и индивидуализмом и локальной инициативой – с другой. Лучшим решением может стать система субсидиарности, инвариантно подразумевающая предоставление предпринимательских и политических полномочий среднему классу, а также деволюцию, прозрачность в деятельности органов правопорядка, борьбу с коррупцией, бюрократической волокитой и неэффективностью. Только таким способом можно выжить в атмосфере гиперконкуренции и турбокапитализма.
Требуется провести максимально эффективную реформу государства, образования и исследовательской деятельности. Следует ликвидировать корпоративные привилегии и создать гражданское государство – разумеется, уже не гегельянского и не самодостаточного типа. Во время проведения геоэкономических операций нужно прибегать к помощи всевозможных рычагов – денежных, финансовых, фискальных – для воздействия на внешнюю и внутреннюю торговлю, на рынок капиталов и производственные факторы. Важно проводить мониторинг иностранных инвестиций, дабы иметь ясное представление о том, являются ли стратегические промышленные отрасли объектом «враждебных» приобретений со стороны иностранных конкурентов или их может взять под свой контроль организованная преступность. Участие в геоэкономическом соревновании возможно при условии, что внутри страны будет наведен порядок, сформируется целостный политико-бюрократический класс, окажутся ясно определены национальные интересы и политика государства.
***
Для такой страны, как Россия, особенно важно осознать трудности мирового геоэкономического соревнования. Модернизация российской экономики – в интересах Запада в целом и Европы в частности. И эти интересы отнюдь не сводятся только к доступности природных ресурсов России. Здесь и диверсификация российской экономики, и развитие свободного рынка, и прозрачность в сфере сотрудничества с Западом. Основные препятствия связаны с рядом сохраняющихся по сей день несоответствий между экономической и геополитической логиками. Еврозоне до сих пор предстоит решить массу проблем. К тому же она вскоре может столкнуться с полномасштабным кризисом, поскольку валютный союз все еще не превратился в союз политический, налогово-бюджетный и социальный.
Расширение сотрудничества с Россией, ее экономическая модернизация и ослабление зависимости экономики страны от природных ресурсов – важная задача для всей Европы. Однако чтобы преуспеть в этом начинании, следует избавиться от всех недоразумений по поводу того, что касается намерений Евросоюза по поводу России. Думаю, что эта цель достижима, хотя бы по двум основным причинам.
Во-первых, несмотря на то что Россию обычно не причисляют к европейским странам, русская культура является составной частью культуры европейской, а Россия в целом – законной участницей европейской истории.
Во-вторых, следует отметить, что нынешний кризис является превосходным шансом на укрепление наших отношений, и не воспользоваться этим шансом было бы крайне неразумно. Отраслевые соглашения, заключенные между Россией и рядом ведущих европейских стран, доказывают, что мы находимся на верном пути.
Россия – великая страна и основополагающий элемент международного сообщества. Она обладает огромным научно-техническим и экономическим потенциалом. Ее задача – превратить этот потенциал в реальность.
Как достичь процветания? Столкновение двух подходов
Американец Клайд Престовиц и итальянец Карло Жан – зарубежные участники конференции «Социальное измерение модернизации», которая пройдет 29–30 сентября в Москве. Оба эти ученых сходятся во мнении, что государству следует вести активную экономическую политику, создавая максимально благоприятные условия для процветания наибольшего числа своих граждан. Каждый из них видит в национальном государстве основного игрока на поле международной политики. И все же два этих замечательных эксперта кардинальным образом расходятся в том, какова должна быть экономическая стратегия государства в эпоху глобализации.
Для профессора стратегических исследований Университета Луисс, генерала итальянской армии в отставке Карло Жана, известного российским читателям преимущественно по написанной им совместно с Паоло Савона книге «Геоэкономика» (1997), глобализация с ее принципами открытых границ и свободного рынка коренным образом изменила экономическую ситуацию в мире. Глобализацию невозможно остановить, государствам можно к ней только приспосабливаться, низкими социальными издержками и благоприятным инвестиционным климатом заманивая транснациональный капитал на свою территорию.
Президент Центра экономических стратегий, бывший заместитель министра торговли в администрации Рональда Рейгана Клайд Престовиц в своей последней книге «Предательство американского процветания» (2010) в отличие от итальянского коллеги настаивает на том, что протекционизм как экономическая стратегия нисколько не устарел и неизбежно будет востребован. Причем не только развивающимися странами, нуждающимися в таможенных пошлинах, чтобы защититься от дешевых импортных товаров, но и самими США, упадок влияния которых объясняется Престовицем именно отказом от традиционной индустриальной политики и принятием на веру догматов неолиберализма.
Какой из этих противоположных подходов – неоиндустриальный или геоэкономический – более подходит для стратегии российской модернизации? Этот вопрос экспертам предстоит обсудить на третьей секции конференции под названием «Россия в глобальной конкуренции. Риски развития и риски отсталости».