У нас должен быть выбор, не навязанный свыше.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Я навсегда избалованна! Мое взросление пришлось на время больших перемен и надежд на светлое будущее. Свобода слова и конкуренции, право избирать и быть избранным, независимый суд, рыночная экономика – завоеванные в то время основы демократии, казалось, навсегда давали каждому россиянину возможность жить, ничего не боясь, рассчитывая на свои силы и способности, в открытом и более или менее цивилизованном обществе. Когда в школе воодушевленные и искренне верящие в свою правоту педагоги рассказывают о незыблемости Конституции и разделении властей, ты впитываешь, как губка, и не сомневаешься. Да, все так и есть. И будет. Еле дождавшись, с чувством небывалой личной ответственности я шла на парламентские выборы 2003 года и отдала свой, такой важный голос одной из правых партий.
Это были последние мои выборы. Все, что происходит сейчас, я воспринимаю как фарс и дурной спектакль. Когда мне предлагают выбрать из одного кандидата в президенты, а по всему городу развешивают гигантские рекламные плакаты с одной-единственной партией и фамилией – я смеюсь. Когда моя мама-журналист делит на сто все, о чем собирается написать, а меня как сотрудника госучреждения принуждают (!) ходить на местные выборы – я не хочу в этом участвовать. Я чувствую, что меня не принимают в расчет и считают, извините, быдлом. Я уже мало чему удивляюсь. Можно назначать губернаторов и назначать преемников, манипулировать общественным мнением и изменять Конституцию. Мы живем в стране, в которой на каждого претендента на серьезную государственную должность собирают компромат, чтобы при случае иметь возможность повлиять на его решение. Мы живем в стране, которая не уважает свой Основной закон и, видимо, живет просто «по понятиям». Может быть, так и надо. Но я не хочу. Я избалованна. В глубине души я верю, что можно управлять страной и, как ни странно, уважать ее граждан.
Я ненавижу разговоры о политике. Все мои знакомые не знают, о чем говорят. И не узнают. Поэтому я живу как бы вне политики. Я люблю своих близких, общаюсь с друзьями, пытаюсь состояться как профессионал. Я не чувствую, что у нас есть гражданское общество, частью которого я бы могла стать, но и не чувствую в себе сил бороться за создание этого общества. Я уже слишком рациональна и еще сильно наивна. Мне не нравится то, что происходит, и я не думаю, что могу что-то изменить.
При этом я очень люблю свою страну. Я люблю Россию. Невозможная, огромная, красивая, щедрая, глупая – она дает мне почувствовать себя счастливой и гордой, ответственной и неповторимой. Я вне политики, но не вне общества. Я часто езжу по стране и встречаю разных людей. Я смотрю на них и ищу что-то общее. Моя, кажется, малосбыточная мечта о том, чтобы все россияне с разными этническими, социальными и религиозными корнями чувствовали себя одним целым, не дает мне покоя. Я мечтаю, чтобы все граждане России чувствовали себя гражданами России, несмотря на то что они очень разные. Христиане и мусульмане, бедные и богатые – все равноправные и равно любимые дети этой прекрасной и несуразной страны. Мне кажется, я могу сделать много больше, просто относясь с вниманием и уважением к каждому встреченному мною человеку. А политика пока не про меня. Я лучше буду спорить о моде. Может быть, также бессмысленно, зато куда честнее и веселее.