Эти люди – самые горячие сторонники современных политических лидеров, но среди них же – и наибольшее число потенциальных участников акций протеста. Они планируют на годы вперед, но не экономят и не делают сбережений. Они – за права человека, свободу и демократию, а остальные – скорее за мораль и традиции. Они – меньше других верят в Бога, но больше других – в гороскопы и гадания по руке. Они сотканы из противоречий. Романтичны и порывисты, но и практичны и расчетливы. Они уже не дети, но еще и не взрослые. Молодые коллеги, родители, ученые, избиратели, бизнесмены, путешественники – миллионы наших сограждан, попрощавшихся с детством и тестирующих взрослую жизнь.
Третий десяток лет ВЦИОМ изучает молодых сограждан – их политические предпочтения, экономические стратегии, надежды и страхи, планы и вкусы, привычки и пристрастия. Мы делим молодых россиян на две группы: 18–24 лет и 25–34 лет. Первая – так называемая постподростковая группа, в которой – вчерашние школьники, по традиционным критериям еще не являющиеся взрослыми в полном смысле слова, но уже обладающие определенной социальной и экономической независимостью от своих родителей. Это вчерашние подростки, сегодняшние избиратели и однокурсники, а некоторые – уже и родители и коллеги. Они все еще в поисках идентичности и индивидуальности. Протестуют и любят. Мечтают. Не боятся. Пробуют. Во второй группе – теоретики, спешащие стать гуру в практике. Самореализоваться. Найти себя. Создать. Построить. Добиться. Первые – смотрят и ищут, вторые – рисуют чертежи и начинают строить.
Опросы показывают значительные различия между этими группами. Первая – стоит особняком как в политических, так и в экономических и в социальных аспектах. Вторая – по многим вопросам солидаризуется с так называемыми перестроечными – теми, чья юность пришлась на конец 1980-х – начало 1990-х, но сохраняет еще отчасти легкость вчерашних студентов. В данной статье речь пойдет главным образом о первой группе – о мечтателях, находящихся в поиске.
Поколение «да»?
С одной стороны, среди 18–24-летних больше всего сторонников первых лиц государства. Если среди самых молодых деятельность президента России одобряют 73–79% (в зависимости от времени замера), то среди россиян среднего возраста – 66–73%. Премьер-министр популярен среди 76–84% молодежи и среди 68–80% – россиян среднего возраста. Причем в дальнейших возрастных группах – среди 50-летних, 60-летних и старше – рейтинги одобрения снова идут вверх – таким образом, наблюдается определенный эффект проседания рейтингов в средних возрастных группах.
С другой стороны, среди самых молодых и больше всего потенциальных «протестантов» – допускающих массовые выступления и готовых принять в них участие. Если в целом по стране 24% респондентов говорят о вероятности массовых протестов, то среди молодых так считают 28%; 21% сограждан утверждают, что сами готовы бы были принять участие в акциях протеста (среди молодежи таких находится несколько больше – 25%). Впрочем, несмотря на более высокую склонность к изменениям (протестно-революционного характера в том числе) среди молодежи, 20-летние, как и остальные их сограждане, скорее декларативны в своих намерениях и дальше слов дело не идет. В этой группе таким образом скорее проявляется модернизационная предрасположенность, присущая молодому возрасту, так же как среди россиян преклонного возраста – и по этим данным – найдется куда больше консервативно ориентированных, чем в целом по стране и особенно в сравнении с юными.
Молодые россияне в большей степени персонифицируют власть (отсюда, в частности, и столь высокие рейтинги одобрения политических лидеров). Они еще меньше (если не вообще не) знакомы с альтернативой, да едва ли особенно к ней и стремятся – не тоскуют по социалистическому раю, как их бабушки и дедушки, и не грезят о свободах перестройки и 1990-х. Ни того, ни другого они не застали (в сознательном возрасте в том числе), а о втором еще и наслушались ужасов от родителей, отлично помнящих и то, что последовало синхронно со свободами и, к сожалению, ассоциирующих одно с другим.
В итоге – их все устраивает┘ 42% россиян в возрасте до 24 лет говорят, их «вполне» или «по большей части» устраивает политика, которую проводят власти нашей страны (в целом по стране 32%), 41% – «отчасти устраивает, отчасти нет», только 14% оказались в рядах недовольных (44% и 19% в целом по стране соответственно). А внешняя политика – и подавно: 55% – «за», 28% – колеблются и только 6% – «против»┘ Но за что и против чего? Как правило, молодежь, при всей горячности и стремительности, особенно высоким интересом к политике не отличается┘ Не исключение – и наши молодые россияне┘ Газет особенно не читают, по телевидению смотрят все больше развлекательные передачи, Интернетом пользуются, как правило, для общения в чатах, на форумах и в социальных сетях.
Поколение Net?
Большинство молодых россиян – люди интернетизированные. 70% сограждан в возрасте до 24 лет пользуются Интернетом ежедневно или хотя бы несколько раз в месяц (в стране же всего таких насчитывается 38%). Темпы интернетизации в нашей стране достаточно высоки, но среди молодежи – бьют свои рекорды. Одно из излюбленных занятий – посещение социальных сетей (Одноклассники, ВКонтакте, Мой круг и т.п.). Три четверти молодых сограждан имеют странички в таких сетях (57% – среди 25–34-летних, 48% – среди 35–44-летних, 35% – среди 45–59-летних и 13% среди тех, кому за 60). Причем общение в Одноклассниках или ВКонтакте используется молодыми и как способ снять напряжение (23% опрошенных отметили это). Такой вариант борьбы со стрессом входит в пятерку наиболее популярных – наряду с «живым» общением с родными и друзьями (51%), музыкой (35%), фильмами (26%), компьютерными играми и бесцельным валянием на диване – последние две позиции набрали поровну (по 19%). Менее всего молодые интернетчики склонны в стрессовой ситуации к молитве – в церковь сходили бы лишь 4%.
Любопытно, что среди молодых россиян находится 8% тех, кто считает себя одиноким. Причем не в последнюю очередь молодежь сетует на «суррогатное» общение как причину одиночества – смайлики мобильных телефонов и сообщений в аськах и скайпах вытесняют настоящие глаза и живые улыбки. Впрочем, если поразмыслить, то и тут – то ли еще будет┘ в Европе уже скайп-свидания назначают┘ и при знакомстве юноша интересуется сначала ником в скайпе или наличием странички на фейсбуке, а уже потом стреляет телефончик.
Разум и чувства
Подавляющее большинство молодых сограждан все же не одиноки (90%). А две трети (65%) – влюблены. Причем в этом и первая, и вторая молодежные группы сходятся. Влюбляются прежде всего в привлекательную внешность, тонкий ум и легкий характер и в последнюю очередь – в хозяйственность и умение сопротивляться невзгодам. К слову, по опросам, с возрастом именно эти качества растут в цене. Свидания устраивают в кафе или дома, чуть реже – в кино, а иногда умудряются и по Интернету. И все же миром, по мнению молодых, правит не любовь (18%), а деньги (37%) или разум (18%). Возможно, поэтому поступающие в вуз теперь стали чаще задумываться о материальном. Так, лишь каждый пятый поступает учиться, чтобы «весело и разнообразно проводить время» и чтобы «завести друзей, возможно, будущего супруга, семью». Остальные – люди ответственные: 55% мечтают стать «профессионалом», 36% – думают о том, что учеба поможет подыскать работу и наладить контакт с потенциальным работодателем, а 26% – надеются научиться в вузе самостоятельной жизни.
Впрочем, работу найти выпускнику трудно – так считают и сами молодые сограждане (50% – «с большим трудом» и 21% – «практически невозможно») и россияне в целом (50% и 24% соответственно). В целом же, если сравнить с данными прежних лет, сейчас абитуриенты стали практичнее подходить к тому образованию, которое они получают. Нынешних студентов в большей степени, чем их мам и пап, волнует, что даст им образование для их будущей карьеры, а кроме знаний – какие двери откроет.
Зарубежные исследования показывают, что в большинстве типов обществ власти допускали определенную степень свободы для интеллектуалов. Свобода, впрочем, ограничивалась словом, а не делом. «Постподростки», выходя из стен альма-матер, тем не менее оказываются в стенах более консервативных, в которых не только протестные или непоследовательные действия, но и слова не встречают радостного одобрения со стороны шефов и начальников. Таким образом, с возрастом не только взгляды становятся консервативнее, но и действия – метания, полеты и тесты остались в прошлом (см. таблицу). Теперь – время не пробовать, а строить. В процессе, тем не менее, постепенно меняя старое здание┘
С каким из этих лозунгов вы в наибольшей степени согласны? | ||||||
═ | Все | 18–24 года | 25–34 года | 35–44 года | 45–59 лет | 60 и старше |
Права человека, демократия, свобода самовыражения личности | 24 | 32 | 29 | 23 | 21 | 20 |
Возвращение к традициям, моральным ценностям, проверенным временем | 36 | 23 | 27 | 35 | 44 | 45 |
Свободный рынок, частная собственность, минимум вмешательств | 10 | 12 | 12 | 14 | 8 | 5 |
Ни с чем не согласен | 17 | 18 | 19 | 15 | 17 | 17 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 15 | 13 | 13 | 10 | 13 |