0
1167
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.06.2010 00:00:00

Утверждать "мне пофиг" сейчас не модно

Антон Комов

Об авторе: Антон Комов - студент ВГИКа, 20 лет.

Тэги: теракт, общество, шахты


На прошлой неделе мне предложили снять репортаж о распадской трагедии. Возможности туда отправиться не было никакой, потому отказался. Произошла размолвка с начальством. В тот же вечер я пожаловался на жизнь нелегкую своему приятелю. Приятель (Димой зовут) среагировал так: «А чего тебе туда ехать? Че там?» Выяснилось, что информационное цунами обошло его стороной. Я озадачился: как-никак Димка родом из Ленинска, отец у него потомственный рабочий... Мне казалось, что, если уж не «золотые» столичники, так ребята из провинциальных городов обязаны были среагировать на это событие. Неужто все мы окончательно оторвались от жизни?

Подумав, я решил, что не окончательно. Было недавно событие, заставившее молодых людей озаботиться (на время) окружающим. Верным показателем того стал невиданный взрыв интернет-сообщества:

«Наши все живы!?», «Царствие Небесное погибшим, остальным – выжить.», «Чертовы сумасшедшие психопаты!!! За что?? когда ж вас всех перебьют?УРОДЫ!люди просто ехали на работу...учебу...СВОЛОЧИ!!!», «что за вера такая, по которой можно убивать людей?», «Ублюдки!», «МНЕ СТРАШНО!!»┘

29 марта 2010 года «долбануло наконец-то – как было сказано в одном блоге – и по столице». Казалось, началась война или новый год. Люди обрывали сотовые сети, молились, костерили правительство и объявляли православный джихад...

И наиболее живо откликнулись на теракт в Москве именно подростки. «Метро И Все, Что Связано. Размышления», «Немного О Нас», «Жизнь За Миг» и тому подобные заголовки облагородили каждый блог. Отсмотрев все знакомые ресурсы, я тогда убедился: даже на форуме фанатов сериала Lost появилась соответствующая тема. Честный страх связал-таки воедино все социальные и возрастные группы. Но, если лишь это «То, Что Заставило Призадуматься», говорить о нас как о сознательном и консолидированном обществе пока рановато.

По официальным данным, в 2008 году погиб от дедовщины 471 российский военнослужащий. Это на 431 человека больше, чем погибших 29 марта, и чуть меньше числа мирных жителей, ставших жертвами терактов на Кавказе за последниюю пару лет. А «кто че где видел?» Даже 156 жертв «Хромой лошади» не вызвали столь бурной реакции среди московской молодежи: Пермь – это далеко. Братск или Беслан – еще дальше.

Казалось бы, у нас глобализация, каждый способен быть в теме. Однако тотальный доступ к информации через Интернет большинством до сих пор не востребован. Чтобы разобраться в перипетиях столь модной сейчас Великой Отечественной, достаточно нескольких дней: в Сети лежат тысячи отсканированных в России и за рубежом документов. Тем же образом можно узнать про место со странным названием «Шахта «Распадская» или что Кавказ – это часть Российской Федерации, что там есть море и идет война. Но юные пользователи не ориентируются в информационном потоке. Да и те, кто постарше, с трудом продираются сквозь бред и откровенную провокацию. Как следствие, свободная информация – привилегия немногих.

При этом демонстрация гражданственности сегодня стала самовыражением. По-своему пытаются причаститься к жизни страны будущие менеджеры, программисты, кинематографисты... Всеобщей площадкой для социальной пропаганды стала Сеть. Непомерной популярностью пользуются в Интернете агитки, высмеивающие инфантильность. «У парней из «Аль-Каиды» есть мечта, – говорится в одном из видеороликов. – А у тебя ее нет». Будучи откровенными приколами, подобные вещи все же формируют сознание. Сказать «мне пофиг!» уже не модно.

Не так давно я оказался на студенческом кинофестивале. Увиденное сильно напомнило иллюстрации к учебнику «Граждановедение» за 6-й класс. Та же дидактика: любить ближнего – хорошо, а потерять смысл жизни – плохо. Стремление начинающих кинематографистов донести истину ценно. Но интересы их почему-то сконцентрировались все на той же ВОВ (уже оконченной, кто не знает), на полудурках из глубинки и на неудачной любви. К последней теме претензий нет. Остальное же оказалось безобразно никчемными симулякрами. «Подлинная реальность» в представлении ребят обратилась чернухой. Не имея, как видно, представления о том, что творится в стране, они изобразили общество каким-то зоопарком, где обыватель, он же народ, – это бесперспективное животное, прозябающее в грязи и бескультурье. Мои потуги найти ответ на вопрос «зачем это снимать?» разрешились неожиданно. Из-за сбоев в расписании на показ попали «левые» ребята. Первый же фильм о колхозных мужиках они резюмировали громко и просто: «Режиссер – чудак!»

Облик родины недалек от того, каким его малюют. Однако смакование всеобщей дикости – это еще не «гражданская позиция» (как заявил свою работу один из режиссеров). Сложно говорить о консолидации, когда жизнь колхоза или завода кажется небывалой экзотикой даже «передовой» молодежи. А уж что общего может быть у обычного паренька, работающего на Рональда Макдоналда, с распадским шахтером? Разве что сумма зарплаты? Да и зачем им друг друга понимать? Зачем мне в свои двадцать с небольшим думать о том, что где-то далеко-далеко есть город, где не достать контактные линзы?! Черт с ним!

Сплотить страну сегодня может лишь чемпионат мира по футболу. Не имея коллективной идеи (в хорошем смысле), общество пока смогло культивировать лишь одну координату: «свой-чужой». А ее плод, глухой и нервозный патриотизм, лично у меня ассоциируется с небезызвестным джихадом. Почти все молодежные организации ориентированы на борьбу с вражеской интервенцией, в роли которой выступает или власть, или империалисты, или «кавказские агрессоры»┘ Помню молодецки воодушевленного «нашиста», который поведал мне о том, что «весь мир завидует России» и что «США снабжают оружием чеченских сепаратистов».

Не желая в чем-либо самостоятельно разбираться, люди охотно верят, что шахиды бредут пешком из Франции, что Байкал отравляют грузины, а мусоропровод засоряют таджики. А кого только не обвиняют в терроризме! Жить в окружении врагов проще. И эффектный подрыв метро привлечет куда больше внимания, чем десяток обвалившихся шахт. Потому что «наших бьют»!

А между тем кавказские бандформирования (те самые ужасные террористы) на известный процент состоят из парней, бегущих в горы за заработком от разрухи, устроенной властью, которая прикрывается нашим же равнодушием и готовностью «мочить» все живое. Случившийся в марте подрыв столичного метро – лишь отголосок учиненной на Кавказе войны. Там такое не в диковинку. Но дело в том, что это там. Не здесь.

Для того чтобы «это уже закончилось», для того чтобы не было «страшно!!», не обязательно устраивать Крестовый поход. Для начала достаточно раз в день читать новости и уважать себе подобных. Для начала достаточно помнить, что Махачкала, Питер и Междуреченск – это одно целое. Что гражданин – это не тот, кто машет флагом на Красной площади, а тот, кто участвует в жизни... Непритворная солидарность в дни московской трагедии показала, что люди (и, что самое важное, молодые люди) способны быть в теме. Так неужели для пробуждения в нас гражданского, человеческого сознания необходимо «шоу» с шахидами, фаршем и вертолетами?!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1490
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
935
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
669
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
924

Другие новости