Символом борьбы питерских автомобилистов против произвола ГИБДД были черные флаги, в Москве же протестующие против засилья мигалок прикрепляют к крышам синие ведерки.
Фото PhotoXPress.ru
Гражданское общество Петербурга формируется на трех фронтах – в борьбе с градостроительной политикой властей, в защите экологии и в отстаивании прав автолюбителей. Группы активистов, ставящих перед собой задачи разной степени важности, в Северной столице образуются и распадаются, но по большому счету проблемы, которые они пытаются решить, остаются все теми же.
Мятежный Ленинград подарил стране не только красное знамя революции, но и «Черный флаг» негодования автомобилистов. Именно в Петербурге в 2007 году произошло ДТП, которое стало поводом для серии акций протеста по всей стране. В этой аварии погиб человек, причем, как считают многие свидетели происшедшего, случилась она по вине экипажа автомобиля ГИБДД, двигавшегося по «встречке». Вскоре после ДТП группа граждан под предводительством некоего Романа Лутошкина организовала движение «Черный флаг» против произвола ГИБДД. Развернув активность в Интернете и заинтересовав журналистов, организаторы движения смогли провести серию масштабных акций в Москве, Петербурге и других городах России. До «Черного флага» ни один автопробег против чего-либо не привлекал столько внимания. Хотя попытки организовать подобные акции предпринимались, например, на Дальнем Востоке.
Не меньшее внимание, по крайней мере на городском уровне, привлекают акции петербургских борцов за экологию. Причем защитники природы берут не столько масштабностью и злободневностью акций, сколько креативным подходом. Например, общественное движение «Зеленая волна» провело «братание» Голубых озер в Ленинградской области с Давосским озером в Швейцарии. Причем «братание» было организовано на весьма высоком уровне – специально для участия в акции в Петербург прилетел мэр Давоса Ханс Петер Михель, который «побратал» озера, вылив в областной водоем немного воды из Швейцарии. Не менее экстравагантно экологи защищают городские скверы, сады и парки от посягательства инвесторов. Они называли скверы именами Владимира Путина или Дмитрия Медведева, а затем осознав, что затея становится малоэффективной, придумали установить в одном из садиков, которому угрожает застройка, скульптуру лабрадора Кони.
Впрочем, наибольшую активность в Петербурге проявляют все-таки не экологи и не борцы за права автомобилистов, а противники уплотнительной застройки и разрушения исторического центра города. Больше всего неформальные объединения граждан занимаются именно этой проблематикой. «Живой город», «Охтинская дуга», Центр экспертиз ЭКОМ и прочие многочисленные движения и объединения, в каждое входит от десятка до нескольких сотен человек, составляют основу большинства оппозиционных митингов и акций протеста. Консолидации противников градостроительной политики города во многом способствовал «Газпром» своим проектом 400-метрового «Охта центра». У разрозненных групп граждан, которые до этого боролись за свои микрорайоны, появился общий недруг, против которого они стали активно дружить.
Так, современное гражданское общество Петербурга сформировалось на волне борьбы. Причем каждый горожанин выбирает, против чего ему бороться, – благо в Петербурге можно найти друзей для борьбы практически с чем угодно..
Санкт-Петербург