Михаил Горбачев запатентовал использование своего имени в коммерческих целях, и это стало довольно удачным рекламным ходом.
Фото РИА Новости
В 90-е годы прошлого столетия отношение к первому президенту СССР Михаилу Горбачеву было далеко неоднозначным. Однако уже в начале нулевых ситуация начала меняться. СМИ все более дружелюбно стали писать о нем как человеке, который начал перестройку. Более того, начиная с 2000 года цитируемость Горбачева в российской прессе резко возросла. С 2000 по 2003 год СМИ упомянули его имя не менее 12 тыс. раз. А за последние семь лет, по данным системы «Медиалогия», подготовленным специально по заказу «НГ», его имя в российских СМИ звучало более 68 тыс. раз. Правда, доля критических материалов была выше, чем положительных. В 8 тыс. сообщений пресса ругала и критиковала Горбачева, а в 1 тыс. 300 – хвалила. Остальные носили скорее безоценочный, информационный характер. Рост интереса к его персоне проявился в 2003 году. Пресса последовательно принялась описывать чуть ли не каждый шаг автора советской перестройки.
В 2003 году Горбачеву исполнилось 72 года. В это время он начал активно продвигать в качестве бренда самого себя. К примеру, принял участие в проекте озвучивания сказки «Петя и Волк» на музыку Прокофьева вместе с Софи Лорен и Биллом Клинтоном. Он также снялся в сериале «Секреты власти». Одновременно Горбачев занимался строительством собственной Социал-демократической партии. Он определил главное ее направление как борьбу с бедностью. В этом же году экс-президент СССР был выдвинут на соискание самой престижной музыкальной премии США «Грэмми» в номинации «Альбом для детей в разговорном жанре». Судя по всему, это обстоятельство сподвигло Горбачева зарегистрировать права на собственное имя, чтобы остановить массовое использование его в коммерческих целях. С тех пор бренды «Горбачев» и «Горби» можно использовать только с разрешения правообладателя. Тем не менее СМИ тогда упомянули имя Горбачева более 4 тыс. раз.
Следующий год фактически в полтора раза увеличил число упоминаний в СМИ имени первого советского президента – их было более 6 тыс. Триумф Горбачева начался с получения премии «Грэмми». Летом того же года президент Владимир Путин поручил экс-президенту СССР представлять Россию на похоронах Рональда Рейгана. Пресса тогда отмечала, что рейтинг Горбачева после этого стал еще выше. В 2005-м Горбачев продолжил получать награды от различных международных организаций. Именно этот год ознаменовал собой 20-летие перестройки. Следующий год прошел под знаком 75-летнего юбилея Горбачева. Частота его упоминаний в СМИ тогда приблизилась к 9 тыс. сообщений. Автор отечественной перестройки занялся медийным бизнесом и стал владельцем «Новой газеты».
В 2007 году Горбачев ощутил себя в каком-то смысле лидером общественного мнения. Он выступил с резкой критикой «Единой России», в процессе подготовки к выборам существенно скорректировавшей избирательное законодательство. Тогда же последний советский лидер снялся в рекламе французской фирмы Louis Vuitton. На рекламных фотографиях он был изображен на заднем сиденье лимузина у Берлинской стены, а рядом с ним лежала расстегнутая сумка Keepall от Louis Vuitton.
В 2008 году Горбачев удостоился американской медали Мира, учрежденной Национальным конституционным центром США. Осенью того же года он вернул себе статус президента. Горбачев был избран президентом Всемирного дня мужчин. Праздник был учрежден в 2000 году по инициативе магистрата Вены и руководства отделения ООН в Вене.
2009 год стал пиком популярности Горбачева. СМИ рассказали о нем более чем в 16 тыс. сообщений. Поводов для этого было более чем достаточно, но основным все же стало 20-летие падения Берлинской стены. Горбачев был приглашен на празднование этой даты. В 2010 году Горбачев вновь напомнил о себе – в эти дни страна отмечает 25 лет с начала перестройки.