Талоны должны были гарантировать жителям СССР доступ к дефицитным продуктам.
Фото ИТАР-ТАСС
В 1985 году в городе Горьком Андрей Сахаров начал свою третью голодовку – с насильственным кормлением и угрозами, что «брюки не сможет надеть», если не прекратит. Через полтора года Сахаров после срочной установки ему телефона и звонка Михаила Горбачева навсегда уехал из Горького. Но среди местных жителей эти события практически не вызвали резонанса. Горьковской областью руководил тогда первый секретарь обкома Юрий Христораднов, правивший в общей сложности полтора десятка лет, и в регионе мало что менялось.
Перестройка стала заметной в 1988 году, когда в городе появились барахолка, где торговали первые кооператоры, первые коммерческие ларьки и общественные движения. А регион возглавил самый молодой тогда первый секретарь обкома Геннадий Ходырев (в 2001 году он выиграл общенародные выборы губернатора Нижегородской области и пробыл на этой должности один срок).
Первый коммерческий киоск появился на главной улице города, на Большой Покровке. Все полки магазинов тогда были уставлены коробками с серого цвета рожками и морской капустой, а на маленькой витрине деревянного ларька «Кристина» горожане впервые увидели изобилие вплоть до польской косметики, баночного пива и разноцветного лимонада в прозрачных пластиковых бутылках. Хозяином исторического комка был тогда еще студент политеха Олег Кондрашов. Теперь он депутат городской Думы Нижнего Новгорода и возглавляет Нижегородскую сбытовую компанию, крупнейшую энергоснабжающую организацию региона.
В это же время в Нижнем Новгороде появилось сразу несколько общественных движений. Они выступали против строительства рядом с городом АСТ (атомной станции теплоснабжения) и метро в верхней части города (подземку собирались прокладывать открытым способом, улицы, сквер были бы разворочены, а многие дома пошли бы под снос). На площади Горького проводились пикеты и демонстрации, был развернут палаточный городок из протестантов. В результате жителям удалось добиться отмены обоих решений. В помещениях так и не достроенной АСТ впоследствии стали разливать водку и шампанское, а ее проект признали экономически неэффективным. Метро же начали строить в верхней части города в прошлом году, но уже закрытым методом бурения.
Помимо этого активисты боролись за сохранение старинных особняков в исторической части города.
Одним из участников этой борьбы был радиофизик Борис Немцов. Он ездил в Москву к Сахарову, печатал «антиядерные» статьи. В 1989 году областное общество «За атомную безопасность» выдвинуло его кандидатом в народные депутаты СССР, но окружная избирательная комиссия не зарегистрировала «неформала». Через год Немцов прошел в народные депутаты РСФСР. А в конце 1991 года Борис Ельцин назначил его главой областной администрации.
Разные демократические организации были способны тогда выступать единым фронтом, сохраняя свою идентичность. Например, инициативная группа физтеха Горьковского политехнического института поставила спектакли «Что делать» и «Слава КПСС!» против однопартийной системы и «Божественную трагедию» о культе Владимира Ленина. В том же 1988 году на официальной общегородской демонстрации 1 мая они прошли несанкционированной колонной под лозунгами «Верните власть Советам!», «Мы не рабы – рабы не мы», «Распределять по труду, а не по должности».
Демократические движения пытались издавать свои газеты, но потянули лишь несколько номеров. На улицах вывешивались также стенгазеты. Например, в те годы в Горьком делалась стенная «Независимая газета».
Михаила Горбачева вспоминают в регионе нечасто. В 2003 году одно из нижегородских водочных предприятий выпустило водку «Столичная» с портретом последнего генсека. Однако напиток просуществовал недолго. Горбачев вскоре зарегистрировал авторские права на использование своего имени и образа, и этикетка с бутылок исчезла.
Нижний Новгород