Уральцы говорят, что перестройка в Свердловской области началась раньше, чем по всей стране – еще в 1981 году. Тогда первый секретарь обкома КПСС Борис Ельцин провел встречу со студентами. «Собралось больше полутора тысяч человек, – вспоминает руководитель Уральского центра первого президента России Анатолий Кириллов, – и он отвечал на все вопросы. Даже о возрасте членов Политбюро». Потом были выступления на телевидении, ответы на вопросы свердловчан – жанр, которым власть активно пользуется до сих пор. И все это нашло поддержку у свердловчан. «Поддержка перестройки в Свердловской области во многом связана с тем, что рядом с Горбачевым оказались два колоритных уральца: Борис Ельцин и Николай Рыжков», – убежден Кириллов.
События 80-х он считает политическим толчком, который до сих пор определяет дальнейшее развитие региона: «Многие процессы, что начались в тогда еще Свердловске, были для Советского Союза в новинку. Здесь впервые образовались Дискуссионная трибуна и Движение за демократические выборы». «Звездами» тех обсуждений были будущий первый вице-премьер российского правительства Геннадий Бурбулис (ныне советник председателя Совета Федерации) и будущий сотрудник референтуры главы государства Лариса Мишустина.
Но еще большее впечатление на историков произвели события октября 1987 года. После отставки Бориса Ельцина из Политбюро и с поста первого секретаря Московского горкома в Свердловске развернулось народное движение в поддержку любимого политика. «Общественная активность была невероятной, проходили собрания в трудовых коллективах, – рассказывает Анатолий Кириллов. – И никто не мог справиться с этой ситуацией. За три года в Свердловске сменилось три секретаря обкома». На выборах в Совет народных депутатов СССР в 1989 году свердловчане провалили партийных кандидатов и делегировали в Москву тех, кто смог занять радикальную позицию по отношению к действовавшей власти.
Все это происходило на фоне серьезнейших экономических проблем: карточной системы, дефицита, колоссальных очередей в магазинах. Но, как вспоминают участники тех событий, данный Ельциным запал на обновление поддерживал многих.
Уже после появления на карте мира отдельного государства – Российской Федерации в Свердловской области продолжалась модернизация политической системы. Регион первым подписал соглашение о разграничении полномочий с Центром, здесь впервые прошли всенародные выборы губернатора, количество партийных блоков на выборах в Законодательное собрание сразу было рекордным, а за коммунистов уже переименованный в Екатеринбург город-миллионник голосовал всегда хуже, чем другие административные центры страны.
Анатолий Кириллов убежден, что время перестроечных политиков не прошло. «Участники тех событий были в команде бывшего губернатора Эдуарда Росселя, – говорит собеседник «НГ», имея в виду свердловского лидера, проработавшего на главной должности региона 14 лет и сложившего полномочия только в ноябре 2009 года. – Но и новый губернатор Александр Мишарин знает, что такое перестройка. В то время он работал в Министерстве путей сообщения, все эти настроения застал, что такое демократические традиции, знает».
При этом глава Уральского центра первого президента России отмечает, что негативного отношения к участникам перестройки нет: в последние годы о Борисе Ельцине все чаще отзываются положительно, а Михаила Горбачева читатели главной муниципальной библиотеки объявили самой выдающейся личностью XX века.
Екатеринбург