Реформа в свердловской милиции идет уже девять лет – именно столько времени местным правоохранителям указывают на слабую раскрываемость преступлений и советуют задуматься, как улучшить свою работу. За это время сменились три начальника ГУВД области, два полпреда президента в федеральном округе и даже ликвидировали УВД Екатеринбурга.
Екатеринбург, с редкими перерывами занимающий в России второе место по числу преступлений на тысячу человек, всегда вызывал массу претензий у руководителей правоохранительных органов. Борьба с преступностью в регионе всегда была одной из первоочередных задач, и потому сразу после создания федеральных округов полпред президента, до этого работавший заместителем министра внутренних дел, Петр Латышев объявил о начале борьбы с нерадивыми милиционерами. Его помощником стал заместитель генпрокурора России по УрФО Юрий Золотов, обнаруживший в 2001 году тысячи незарегистрированных преступлений. Вместе полпред и прокурор начали чистку в рядах милиционеров, увольняя всех, кто оказывался замешан в укрывательстве. Идея была одобрена МВД России, где согласовали замену начальника свердловского ГУВД – им стал Владимир Воротников.
Под его началом ГУВД стало готовиться к новой реформе – усилению службы участковых милиционеров. Петр Латышев, проводивший аналогичный эксперимент в Перми, был убежден, что чем ближе милиция к людям, чем лучше знает о ситуации в маленьком районе – тем меньше там преступлений. Стали проверять мэров – как они обеспечивают участковых жильем и рабочими помещениями. Градоначальников также заставили искать разные варианты повышения им зарплаты. Венцом кампании стал одобренный в 2005 году эксперимент по реформированию милиции всего УрФО. Презентовавший его в Екатеринбурге первый заместитель главы МВД Александр Чекалин утверждал, что «обеспечение правопорядка – дело всего общества». Программа, рассчитанная на три года, подразумевала расходование нескольких десятков миллиардов рублей, в которые была включены покупка жилья для милиционеров, дополнительные расходы региональных бюджетов на закупку спецсредств.
Впрочем, эта реформа так и не была проведена – жизнь у милиционеров не изменилась. Более того, полпред оценил ситуацию в милиции как плачевную и в 2006 году добился увольнения Владимира Воротникова. Ему на смену пришел начальник сахалинского ГУВД Михаил Никитин. Свое видение реформы он представил в конце 2009 года, когда страна знала и о Евсюкове, и о Дымовском. Решением Никитина единое УВД Екатеринбурга было расформировано, а вместо него с 1 октября было создано несколько управлений, которые подчинялись не начальнику екатеринбургской милиции, а напрямую областному главку. Для облегчения чистки кадров всех милиционеров вывели за штат и в новые структуры набирали по конкурсу. При этом на руководящие должности много людей не набирали – сокращение начальства было одним из приоритетов реформы.
Правда, результат проведенной реформы не очевиден – в феврале 2010 года милиционеры чкаловского отдела милиции избили 62-летнего профессора Уральской государственной консерватории Сергея Белоглазова. Вечером 1 февраля его остановили на улице и в грубой форме потребовали следовать в отделение. Услышав вопрос об основаниях задержания, Белоглазова сбили с ног, после чего стали пинать по спине и по голове, приговаривая: «Никакой Нургалиев тебе не поможет, сука». После того как инцидент стал достоянием общественности, Михаил Никитин встретился с пострадавшим и в отношении милиционеров началось следствие.
Екатеринбург