Реформа МВД стала одним из ключевых моментов правления как экс-президента Владимира Путина, так и его преемника Дмитрия Медведева. Причем последний явно последовал примеру своего предшественника: Медведев, так же как и Путин, занялся реформированием МВД год спустя после вступления в должность. Правда, в медийном смысле он тут же превзошел экс-президента. Согласно данным системы «Медиалогия», подготовленным по заказу «НГ», за все восемь лет правления Путина СМИ обращались к теме реформы МВД 199 раз, а лишь за два года президентства Медведева 327 (см. график 1). Всего за последние десять лет СМИ рассказали о трансформации ведомства 749 раз.
Приступив к реализации плана о реформе МВД, Владимир Путин первым делом в начале апреля 2001 года назначил своего человека, Бориса Грызлова, представителя так называемой «питерской команды», на пост главы ведомства. Пресса тогда истолковала это кадровое решение как сигнал к серьезной модернизации министерства. Журналисты не ошиблись. Уже в июне того же года Путин реорганизовал ведомство. В соответствии с указом президента МВД было разделено на УВД семи федеральных округов, а борьбу с коррупцией и оргпреступностью поручили отдельному, действующему независимо от местных госструктур Федеральному комитету криминальной милиции. К осени 2001 года сменился весь руководящий состав МВД. В 2002 году Грызлов вступил в «Единую Россию» и предложил разделить все службы министерства на муниципальную милицию и федеральную полицию. Но в 2003 году предпочел руководить партией власти. Впрочем, с уходом Грызлова реформирование ведомства не закончилось. В конце 2003 года президент Путин решил вывести милицию из подчинения региональных властей. Он подписал указ, наделяющий главу МВД правом назначать руководителей подразделений в регионах без согласования с главами субъектов Федерации. Впрочем, на протяжении этого периода пресса не то чтобы с особым энтузиазмом, но как-то отслеживала шаги, предпринимаемые президентом. За три года СМИ цитировали Путина на эту тему лишь в 30 сообщениях.
Переизбравшись на новый президентский срок в 2004 году, Путин решил продолжить трансформацию ведомства. Он подписал указ о реформировании МВД и федеральной миграционной службы. Согласно этим документам, штатная численность центрального аппарата МВД должна была сократиться более чем на 20%. А само министерство перешло на систему департаментов. Их было образовано 15. При этом численность подразделений должна была сократиться вдвое. Пресса активно обсуждала новые инициативы президента. В 2004 году СМИ цитировали Путина на тему реформы МВД не менее пятидесяти раз из общего числа всех публикаций (80) (см. график 2). В последующие годы, вплоть до 2008 года, обсуждение реформы МВД фактически угасло.
Интерес к теме подогрел президент Дмитрий Медведев в 2009 году (в конце прошлого года пресса процитировала президента на этот счет 120 раз). Глава государства не скупился на создание информационных поводов: в интервью руководителям трех федеральных телеканалов он сообщил, что подпишет указ о совершенствовании деятельности МВД, где «будут предусмотрены и организационные изменения, и изменения некоторых финансовых вопросов, и некоторые правовые вопросы, а также кадровые».
Согласно документу, до 2012 года численность органов внутренних дел должна сократиться на 20%, что эквивалентно увольнению примерно 240 000 сотрудников. Сейчас там работает около 1,23 млн. человек. Центральный аппарат предлагается сократить на два департамента. До 1 марта правительство должно разработать предложения о переводе с 2012 года милиции общественной безопасности полностью на федеральное финансирование, а также принять меры по повышению оплаты труда сотрудников милиции.
Уволив в феврале более полутора десятка генералов, президент также предложил ужесточить меры уголовной ответственности для милиционеров. Глава государства пообещал внести в Госдуму законопроект, который должен избавить милицию от несвойственных ей функций. Инициативы Медведева получили широкую огласку в СМИ. Лишь за один месяц пресса процитировала президента на тему реформирования МВД более 200 раз, правда, скепсиса и почти что неверия в то, что модернизация ведомства состоится, много больше, чем оптимизма.