Когда мы стали бояться милиции так же, как преступников?
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Трудно сейчас назвать ту сферу российской жизни, в которой не проводились бы или по крайней мере не велись разговоры о необходимости реформ. Образование, спорт, армия, медицина, ЖКХ... Ни в одной перемены к лучшему нельзя считать не то что окончательными, но даже промежуточными. Теперь, кажется, настало время очередной реформации или, как сегодня модно говорить, модернизации правоохранительных органов, и в первую очередь МВД. Кто кроме самого президента Дмитрия Медведева, решительно заявившего о безотлагательной реформе МВД, верит в то, что это произойдет? И можно ли считать началом радикальных перемен увольнение 17 милицейских генералов и одного полковника – это, включая двух заместителей Рашида Нургалиева Николая Овчинникова и Аркадия Еделева, восемь глав министерств и управлений внутренних дел регионального уровня (республик Бурятии, Карачаево-Черкесии и Тувы, Томской, Ростовской, Белгородской, Брянской, Новгородской областей), пять весьма высокопоставленных сотрудников центрального аппарата МВД и три замруководителя ГУВД в Москве, Краснодарском крае и Саратовской области?
Увидеть аварию и улететь
Список достаточно неоднозначный: по оценкам экспертов, примерно треть отставок объясняется самыми тривиальными причинами – предельным возрастом нахождения на службе и рапортами об увольнении самих отставников. Увольнение с должности некоторых других должно было произойти много раньше 18 февраля. Например, экс-глава внутренних дел Бурятии Виктор Сюсюра уже несколько месяцев как арестован по делу о контрабанде, в Туве один из подчиненных бывшего министра внутренних дел республики Виктора Лесняка летом прошлого года расстрелял из табельного оружия двух несовершеннолетних, другой осенью – двух своих коллег, а потом и сам покончил самоубийством. Отставка руководителя УВД по Томской области также выглядит достаточно запоздалой – скандальное дело о зверском убийстве в вытрезвителе сотрудниками милиции журналиста Константина Попова должно было стать для Виктора Гречмана поводом собственноручно написать рапорт об увольнении. А он до последнего момента утверждал, что честь его мундира ничем не запятнана, и уходить с должности не собирался. Как не собирается в отставку, к примеру, глава УВД Пермского края Юрий Горлов, который, как стало известно «НГ-политике», спустя полтора часа после крушения в Перми в сентябре 2008 года авиалайнера «Боинг» с 88 пассажирами на борту, зная о трагедии, тем не менее спокойно сел на борт другого пассажирского самолета – торопился в отпуск. Возможно, отсутствие начальника вдохновило на «подвиги» его подчиненных – прапорщики Урванцев и Плешивых впоследствии были осуждены за циничное мародерство на месте катастрофы. Но ничего, «за большие заслуги», как явствует из информации на сайте 59-го региона (код края), Юрий Горлов включен в раздел «Персона» общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России-2009».
Если они – лучшие, то что же остается? Верить? Что столь внушительная отставка VIP-генералов – лишь начало решительных действий президента, заявившего о том, что он берет реформу в МВД под личный контроль?
Но придаст ли это ускорение переменам в милицейском ведомстве? Ситуация, о которой даже сам глава государства говорит едва ли не с ужасом: «Из года в год раскрывается лишь, известно, каждое второе преступление, нераскрытыми остается более миллиона 300 тысяч преступлений, из них каждое четвертое – это тяжкое и особо тяжкое. Не установлены виновные в совершении более чем 2 тысяч убийств и покушений на убийство, не установлены виновные в совершении 760 тысяч краж, свыше 124 тысяч грабежей. Сами по себе цифры устрашающие. Но самое главное, что за ними – судьбы конкретных людей: и потерпевших, и их близких, их родственников». И как не вспомнить здесь о том, что столь же решительно, вплоть для снятия тогдашнего министра внутренних дел Владимира Рушайло и всей верхушки ведомства, начинал и милицейские реформы и предшественник Медведева Владимир Путин. Он, по удивительному совпадению с намерениями нынешнего президента, также намеревался провести сокращения милицейских штатов центрального аппарата на 20%. «Численность центрального аппарата МВД сократится на 20% и составит 2970 человек», – писали федеральные СМИ летом 2004 года. Кто сегодня объяснит, почему к концу 2009-го все тот же аппарат раздулся почти в семь раз – до почти 20 тыс. человек? И почему численность милицейских рядов больше армейской?
Рашиду Нургалиеву придется предоставить президенту убедительный план реорганизации своего ведомства. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Вопросов много, а таблеток больше не осталось
Обозначив в указе в декабре прошлого года контуры предстоящей реформы ведомства, Медведев вызвал к жизни новую волну обсуждения этой весьма болезненной проблемы для всей страны – что и в каких объемах нужно сделать для того, чтобы представитель правопорядка был действительным гарантом безопасности для граждан, а не «беспредела», как выразился сам президент в минувшую пятницу на встрече с бизнесменами, куда впервые были приглашены также генпрокурор Юрий Чайка и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Необходимо «хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать посадки в тюрьму в рейдерских целях, – безапелляционно заявил в Барвихе Медведев. – Мы все знаем, что таких примеров достаточно. Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за бабки». Президент дал понять – ему известно много больше той информации, о которой ему сообщают в ведомственных отчетах.
Возможно, потому один из важных аспектов предстоящей реформы – усиление персональной ответственности сотрудников правоохранительных органов. Об этом достаточно подробно говорится во внесенном в Госдуму практически одновременно с увольнением генералов законопроекте. Правда, некоторые из «наказательных» новаций за неподобающее поведение милиционера вызывают по меньшей мере удивление. Нарушением дисциплины в законопроекте предлагается считать появление на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также отказ пройти медицинское освидетельствование. А разве до сих пор это считалось допустимым? Предусмотрены дисциплинарные меры, вплоть до увольнения из органов, для нерадивых сотрудников, потерявших служебное оружие или же умышленно повредивших или уничтоживших служебное имущество, а также за «публичное высказывание суждений и оценок в отношении деятельности органов внутренних дел либо служебной деятельности руководителей». «Антидымовский» запрет в случае принятия поправок в Закон «О милиции» будет означать, что и без того закрытое министерство будет иметь вполне законные основания вообще «не выносить сор из избы». Например, о тех, кого сначала, в период показательной кампании, показывали целыми пачками и называли «оборотнями в погонах», а потом разом прекратили делать и то, и другое. Мол, дискредитирует вся эта негативная информация моральный облик сотрудника правоохранительных органов. То есть «оборотни» есть, но говорить о них не стоит.
Зато начиная с 1 апреля 2010 года сотрудники правопорядка и члены их семей обязаны, согласно президентскому распоряжению, ежегодно предоставлять декларации о доходах и имуществе. Неподчинение чревато большими неприятностями. Впрочем, что мешает недобросовестным милиционерам поступить по принципу «один пишем, два в уме», пока тоже непонятно. Ведь никто до сих пор не занялся реальной проверкой данных в декларациях чиновников, и ничего, что, к примеру, у президента Чечни в сведениях об имуществе за 2009 год значится всего лишь квартира, кажется, в 36 кв. м – доказать обратное никто не берется.
Правда, пока представители милиции самых различных уровней во весь голос утверждают: все беды их неправомерных в отношении граждан действий от их крайней бедности. И основной упор в своих реформаторских надеждах делают на значительное повышение денежного довольствия.
На днях в одной из телепередач достаточно представительный полковник милиции всерьез негодовал: мол, «почему граждане на нас жалуются, пока взятки, которые они нам дают, их устраивают, все нормально. А если они им кажутся слишком большими, тут же бегут жаловаться». Служитель правопорядка говорил от чистого сердца и почему-то не понял, почему после его слов в зале случился несанкционированный смех. Тем не менее стимулы пойти служить в милицию хотя бы в будущем у желающих появляются: к 1 января 2012 года должно существенно увеличиться денежное довольствие сотрудников милиции общественной безопасности.
Уже к концу марта этого года правительство должно предоставить конкретные предложения по этому поводу, и уже сейчас известно, что финансирование переводится из регионального уровня на федеральный, что поможет выровнять материальную ситуацию на местах. На сегодняшний день, когда на 40% довольствие сотрудников милиции обеспечивается из средств субъектов Федерации, заработная плата участкового в дотационном регионе существенно отличается от зарплаты его коллеги в регионе-доноре. Каким-то образом в мерах по улучшению милицейской жизни предусмотрено и обеспечение всех добросовестных стражей порядка качественным жильем. Подробности пока не разглашаются.
Предполагается, правда, значительное высвобождение финансовых средств в результате предстоящего сокращения штата МВД на 20%. Кто первым попадет под сокращение – тема для отдельного разговора. Вот что, к примеру, написал в блогах один из сотрудников УВД Челябинской области: «Никак не пойму суть реформы. С одной стороны, говорят, что будут оставлять прежде всего следствие, дознание, оперов, наружные службы. Так и должно быть. Но вот исполнение опять подкачало. У нас уже пришел приказ о сокращении 22% личного состава следствия по области, при том что собирались сократить только 20% всех сотрудников. А кого оставят-то тогда? У меня такое впечатление, что опять у нас останутся одни заевшиеся тыловики и прочие службы, а те службы, которые действительно нужны, будут сокращать. Может, я совсем ничего не понимаю, но ничего хорошего от этой реформы я не жду...»
Министры внутренних дел Российской Федерации (после августа 1991 года) | ||
ФИО | Дата назначения | Дата отставки |
1. Баранников Виктор Павлович | 08.09.1990 | 13.09.1991 |
2. Дунаев Андрей Федорович | 13.09.1991 | 19.12.1991 |
3. Ерин Виктор Федорович | 17.01.1992 | 30.06.1995 |
4. Куликов Анатолий Сергеевич | 07.07.1995 | 23.03.1998 |
5. Степашин Сергей Вадимович | 30.03.1998 | 12.05.1999 |
6. Рушайло Владимир Борисович | 20.05.1999 | 28.03.2001 |
7. Грызлов Борис Вячеславович | 28.03.2001 | 24.12.2003 |
8. Нургалиев Рашид Гумарович | 09.03.2004 | ═ |
«За свою 200-летнюю историю Министерство внутренних дел не раз подвергалось реорганизациям, преобразованиям, переименованиям, менялись его отдельные функции. Неизменным оставалось одно – министерство всегда было стержнем государственной власти в России» – это из речи Бориса Грызлова, бывшего министром внутренних дел в канун 200-летнего юбилея ведомства в 2002 году.
«Никогда еще милиция не была столь опасным и коррумпированным сообществом государственных служителей, как сегодня, – говорит «НГ-политике» источник, близкий к правоохранительным службам. – Причем сращивание с преступным миром происходит повсеместно, легче назвать регионы, где правопорядок хоть как-то контролируется, чем те, где тон задают местные авторитеты и так называемые паханы. И это действительно страшно, когда людей в милицейских погонах боятся много больше, чем настоящих бандитов».
В прошлом году Нургалиев предложил некий комплекс мер для апеллирования к совести и чести милиционеров. Помнится, в числе антикоррупционных новшеств присутствовали даже предварительные расписки в отказе от взяток. Хотелось бы сегодня узнать хотя бы некоторые имена тех, кто все-таки не стеснялся брать, несмотря на «чистосердечное признание» этого не делать.
«Мы сейчас оказались в такой ситуации, что просто повышение зарплаты и социального пакета для сотрудников милиции не изменит отношение к службе, поэтому нужны очень серьезные изменения в подходе к подбору кадров, – говорит «НГ-политике» первый зампред комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков. – На эту тему очень много разговоров, но не хотелось бы, чтобы эти разговоры уходили только в приказы о том, что сотрудники милиции отныне будут проходить исследование на «Полиграфе». Депутат уверен, «если взять и посмотреть, как живут, например, сотрудники центрального аппарата МВД или милиции города Москвы при той мизерной зарплате, которая им положена, на чем они ездят, то вопросы отпадут сами собой». «Очевидно, – считает Гришанков, – что многие живут, как это принято говорить, на нетрудовые доходы. От таких нужно достаточно жестко избавляться, но ведь есть настоящие сыщики, которые способны и готовы работать, таких также немало, и их надо поддерживать».
С мнением парламентария согласны и многие эксперты – обсуждение формата реформ идет в СМИ «по всем фронтам». И теоретики, и те, кто работает, как говорят в милиции, «на земле» убеждены: сокращения, о необходимости которых говорил президент, должны проходить исходя из эффективности работы тех или иных структур, а не просто потому, что плановые.
Сейчас президент, а вместе с ним все общество ждут рациональных предложений от самого МВД. Но оно пока предпочитает отмалчиваться. Но уже очевидно – одними успокоительными таблетками не обойтись, ведомству требуется серьезная хирургическая операция. Главное – успеть захватить метастазы.