Аркадий Чернецкий не готов нарушать Жилищный кодекс даже под давлением полпредства.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Подготовка к празднованию 65-летия Победы – одна из задач, по которым свердловские власти отчитываются ежедневно. По частоте упоминания грядущий юбилей стоит где-то между программой повышения в этом году средней зарплаты в области до 20 тыс. руб. и снижением стоимости квадратного метра жилья до 30 тыс. Губернатор Александр Мишарин требует выполнения федеральных задач по подготовке к 9 мая с ноября, когда вступил в должность. И делает это подчас по три раза за доклад, вновь и вновь возвращаясь к ответственной теме.
Задача, которую глава области поставил перед всеми чиновниками, – первыми в стране закончить выдачу квартир для нуждающихся ветеранов. Крайний срок для всех территорий – 1 марта. Мишарин убежден, что сам праздник ветераны должны встречать, уже решив все свои насущные проблемы. На деле ситуация, впрочем, иная. В начале февраля на специальной видеоконференции с мэрами губернатор объявил, что в Арамили единственный ветеран так и не получил квартиру, в Алапаевском районе из десяти заявителей с жилплощадью также нет ни одного заселения, в Артинском районе ожидают квартиры восемь человек, в Верхней Пышме из десяти заявителей договор социального найма заключен только с двумя.
Больше всего вопросов было по Екатеринбургу, где в улучшении условий проживания нуждаются более 300 ветеранов. Мэр города Аркадий Чернецкий заверяет, что все вопросы решены, жилье приобретено. Но выдавать его сейчас власти, похоже, не хотят – с точки зрения пропаганды эффектнее передать договоры социального найма не в феврале, а ближе к майским праздникам. Областные власти требуют изменить эти расчеты, но сообщений о передаче квартир как не было на начало года, так и нет к концу февраля. Региональное правительство пока грозит персональной ответственностью главам, анонсируя разбор полетов, на котором каждый мэр должен поименно называть нуждающихся ветеранов.
Но в муниципалитетах опасности не чувствуют – с себя местные власти сняли всю ответственность. В отчетах на имя губернатора указывается, что в Алапаевске одна из квартир не дошла до ветерана из-за нарушений правил закупки, возникших по вине профильного областного фонда. Мэр Заречного Андрей Кислицын и вовсе утверждает, что готов был обеспечить всех нуждающихся ветеранов жилплощадью в новом доме еще в декабре 2009 года. Только смена губернатора и последовавшая ротация министров не позволили этого сделать – бумаги, которые необходимо оформить в Министерстве по управлению госимуществом Свердловской области, в муниципалитет так и не поступили.
Александр Мишарин уже признает, что быстро решить поставленную задачу не удается. В конце февраля на встрече с активом Федерации профсоюзов Свердловской области он попросил общественную организацию взять под свой контроль обеспечение ветеранов жильем. «А то у нас не доходит до людей, что надо с каждым человеком лично решить вопрос», – возмущался губернатор, настрой которого можно понять – к 9 мая с трудом удается решить вопрос даже по небольшой первой группе ветеранов, что встали на учет до продления срока регистрации.
Судьба второй группы туманна. Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий рассказывает, что полпредство требует выдавать квартиры всем ветеранам, а закон это запрещает – Жилищный кодекс запрещает помогать тем, кто целенаправленно ухудшил свои условия проживания в последние пять лет. «Нарушим закон – к нам придет прокуратура», – разводит руками мэр, и никто ни в администрации губернатора, ни в полпредстве не обещает ему в такой ситуации защиту.
Рассчитывать на защиту Совета ветеранов Свердловской области, который формально опекает более 17 тыс. ветеранов и более 20 тыс. вдов, тоже не приходится. Совет регулярно участвует во всех масштабных общественных мероприятиях, но в крупные конфликты старается не вмешиваться: даже в нынешней кампании по обеспечению жильем руководство ветеранской организации предпочло остаться в стороне.
Екатеринбург