Модернизация – это процесс, где движение вперед важнее конечной цели.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Не припомню, чтобы в последние годы власть прислушивалась к мнению экспертов, будь то даже ученые с мировым именем. Между тем ученых в нашей стране становится все меньше, а самодеятельных историков и политологов – все больше. Рассуждать о прошлом (например, о роли Гайдара в российской и мировой истории) этим людям значительно интереснее, чем анализировать настоящее и «проектировать» будущее. Неудивительно, что дискуссия раз за разом сворачивает в идеологическое и политическое русло: из того же доклада ИнСоРа самыми обсуждаемыми стали предложения об оживлении увядшей демократии. Одни вопрошают, возможна ли модернизация в условиях авторитарного режима или для нее потребна «полиархия». Другие интересуются, осуществима ли модернизация без опоры на традиционные для России ценности твердой власти, православия и соборности, намекая на необходимость обязательной государственной идеологии. Наконец, всем любопытно, способны ли провести модернизацию России правящие «элиты», при том что эти господа не отличаются особой любовью ко всему отечественному – будь то костюмы, часы, автомобили или личные самолеты.
Если гуси Рим спасли
На эти вопросы не существует доказательных ответов. Модернизация проводилась и при авторитарных режимах, и в эпоху становления демократии. Ее «отцами» бывали и примерные христиане (кавалер Высшего ордена Ватикана Аугусто Пиночет), и люди, далекие от религиозных ценностей (пропагандист гомосексуальных браков Хосе Луис Родригес Сапатеро). Что касается качества отечественной «элиты», то ничто не ново под луной┘ После занятия Парижа союзниками 31 марта 1814 года, заблаговременно предавший и продавший Наполеона князь Шарль-Морис Талейран созвал Сенат. Там собрались никого уже не представлявшие тени прошлого – некоторые в свое время были членами республиканского Конвента и голосовали за казнь Людовика XVI. На этот раз они дружно вотировали реставрацию Бурбонов. Глядя на это жалкое зрелище, один из приятелей Талейрана обратился к нему с вопросом: «Неужели, князь, вы и в самом деле полагаете, что эта публика спасет Францию?»
«Как знать, – невозмутимо отвечал Талейран, – ведь гуси Рим спасли». В самом деле, как знать┘
Инфраструктура жизни
К модернизации нередко относят гипотетический «прорыв» к шестому технологическому укладу: гиперзвуковые самолеты, атомные двигатели на космических кораблях, люди-«аватары» с памятью компьютера и т.п. Такой подход, как справедливо замечает экономист Владислав Иноземцев, способен обесценить любые созидательные усилия. В стране, где 50 тысяч населенных пунктов не имеет проходимых подъездных путей, 40% населения пользуются «удобствами» на улице, а сотни тысяч людей ежегодно умирают от излечимых болезней, не получив своевременной медицинской помощи, мечты такого рода напоминают призыв футуристов «в небеса шарахать железобетон».
Под модернизацией разумно понимать процесс создания соответствующей мировым стандартам среды обитания человека или «инфраструктуры жизни» с помощью известных технологий. Речь идет о производственной инфраструктуре – предприятиях, производящих продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем рынке; транспортной инфраструктуре; институциональной инфраструктуре – институтах, обеспечивающих права человека: право на жизнь и безопасность, на образование и медицинское обслуживание, на владение собственностью, на безопасную среду обитания, политические и гражданские свободы и т.д.
Следует разграничить задачи проведения модернизации от перевода экономики на инновационные рельсы, хотя первое служит предпосылкой второго. Инновации – это, по словам Владислава Суркова, «то, чего никогда еще не было, в том числе и в Америке». Модернизация – это то, что уже есть во многих странах, то, что можно спланировать. Допустимо возразить: пока вы будете планировать и осуществлять модернизацию в России, весь мир уйдет далеко вперед. Реальный опыт показывает, что не так уж и далеко, если иметь в виду не отдельные прорывные направления НТР, а повседневную жизнь. Возможно, китайские скоростные поезда в чем-то «недотягивают» до европейских и японских, но для китайцев это громадный шаг вперед. Модернизация – это именно процесс, где само движение важнее «конечной цели». В том же Китае большинство населения живет все еще хуже, чем в России. Однако никто не станет отрицать: Китай за последние 20 лет модернизировался, а Россия – нет. И если у наших «элит» остались амбиции за пределами «брюха и того, что ниже брюха» (выражение св. Августина), им желательно представлять, что, если модернизация не начнется, разрыв в качестве жизни между ведущими странами Запада и Россией будет углубляться. А это значит, что наиболее талантливые ученые, технологи, менеджеры, инженеры, спортсмены, тренеры будут уезжать из России на Запад. Последствия такого процесса можно проследить на примере Олимпиады в Ванкувере. Среди ее победителей немало спортсменов, в свое время покинувших Россию и выступающих под флагами других стран либо воспитанных российскими тренерами, работающими за рубежом.
В современном глобальном мире главная ценность для человека – возможность раскрытия своего творческого потенциала. Где именно это произойдет – в России, США, Сингапуре или Бразилии, – дело, в сущности, десятое. Для России жить в мире имперских снов наяву – примерно то же, что для итальянцев ностальгировать по Римской империи, а для монголов – по империи Чингисхана. Пора признать: современная Россия – это страна, которая на протяжении последних 20 лет ничем не удивила окружающий мир: ни в сфере вещей, ни в сфере идей, ни в сфере технологий. Перефразируя слова, приписываемые Константину Победоносцеву, можно сказать, что Россия – это ледяная пустыня, по которой бродит майор Евсюков. Создавать в такой среде «островки счастья» в виде российского аналога Силиконовой долины – дело неблагодарное, слишком уж контрастным будет разрыв между этим искусственным «оазисом» и враждебной творческому человеку окружающей средой, чтобы ему захотелось жить и созидать именно здесь. В свою очередь, отток лучших специалистов из страны сделает еще более призрачными шансы на модернизацию.
Модернизация не свалится на нас в результате какого-то «озарения» и «творческого порыва», «большого скачка», она – плод системной, последовательной работы. Так что же было сделано в плане модернизации за период 2000–2008 годов? Важнейшим инструментом модернизации является Федеральная адресная инвестиционная программа, предусматривающая строительство промышленных, транспортных, социальных и иных объектов за счет бюджета. Ее выполнение – вернейший барометр эффективности государства. Из 1413 объектов, предусмотренных к вводу в 2009 году данной программой, реально введено 212. В рассматриваемый период практически не создано новых современных производств, если не считать «отверточной сборки» западных автомобилей. Авиапром продолжает выпускать единичные устаревшие летательные аппараты, при том что в советское время счет шел на сотни, не наблюдается качественного прорыва и в судостроении, несмотря на создание двух крупных холдингов с целью консолидации этих отраслей.
За период 2000–2008 годов протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием увеличилась с 752 всего до 754 тыс. километров, неизменной осталась и протяженность железнодорожных путей – 86 тыс. километров. Напомню, что за время правления императора Александра III (1881–1894) протяженность железнодорожных путей выросла на 60%. Число аэропортов за период 2000–2008 годов сократилось с 500 до 300, в то время как в 1992 году в стране было 1302 аэропорта. В то же время за указанный период число государственных и муниципальных служащих возросло с 1,1 млн. до 1,6 млн. человек.
Иллюстрация РИА Новости |
По пути проб и ошибок
«Модернизация по-российски» отличалась рядом особенностей, которые раз за разом определяли ее результаты.
Постановка заведомо невыполнимых задач. Пример – история с заменой ГОСТов на технические регламенты. В 2003 году Госдума приняла закон о техническом регулировании. В соответствии с ним депутатам предстояло принять около 200 технических регламентов, регулирующих требования к безопасности продукции. Вот что говорит депутат от «Единой России» Владимир Мединский: «Техрегламент – 600 страниц убористого текста! Позиции такие: стога сена – отдельная статья. Расстояние между стогами сена – отдельная статья! Я так и представил поправку ко второму чтению: площадь стога сена в диаметре должна быть не 10 метров, а (поправка от ЛДПР) 9 метров! Это не анекдот, весь техрегламент наполнен этими нормами».
Отсутствие техрегламентов (на сегодняшний день приняты только 16) чревато тяжелыми последствиями. Приходится заимствовать их у Казахстана.
Реализация выполнимых целей негодными средствами. Пример – скоростной поезд «Сокол». Его создание заказали центральному конструкторскому бюро морской техники «Рубин». Вспоминается нечто из Ивана Андреевича Крылова насчет печальной участи щуки, которой пришло в голову ловить в амбаре мышей. В 2000 году был построен опытный экземпляр, который в 2002 году был признан непригодным для эксплуатации и поставлен «в отстой», как выразился представитель ЦКБ «Рубин». На проект было затрачено 32 млн. долл. государственных средств.
Отсутствие координации, учета и контроля. Пример – строительство 15 высокотехнолологичных медицинских центров. 5 сентября 2005 года президент Владимир Путин поставил задачу построить центры в сжатые сроки. На это было выделено 32 млрд. руб. Четыре центра предполагалось сдать в эксплуатацию в 2006 году. Между тем в середине 2007 года, когда этот вопрос рассматривался в Госдуме, строительство даже не было начато, хотя 4 млрд. руб. уже успели «освоить», что сопровождалось многочисленными злоупотреблениями. Даже депутаты от «Единой России» называли эту эпопею «Панамой» и «аферой века».
Неспособность к системному, перспективному планированию. Пример – национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», сформулированный 5 сентября 2005 года. К тому моменту Госдума уже приняла пакет из 27 законов, направленных на создание рынка доступного жилья. Правительством и депутатами была продела гигантская работа, произошло революционное обновление всего жилищного законодательства. В программе «Единой России» того периода говорилось о намерении добиваться снижения цен на жилье. Но что же в итоге? Колоссальный скачок цен на жилье, сделавший его недоступным для подавляющего большинства населения. По признанию членов правительства, ускоренное развитие ипотеки не сопровождалось адекватным ростом предложения на рынке жилья. Во многом это произошло вследствие сохранявшейся высокой монополизации жилищного рынка, бюрократических барьеров, коррупции. Возникает вопрос: кто и как «проектировал» данный национальный проект и почему всего этого не предусмотрели?
Программы развития отдельных отраслей и регионов не согласуются одна с другой. В записке, адресованной тогда еще президенту Путину, председатель Счетной палаты Сергей Степашин в июле 2007 года писал: «В части проектного развития налицо эпидемия стратегирования, уже существуют десятки независимых друг от друга региональных, отраслевых, окружных и федеральных стратегий». Типичной является ситуация, когда та или иная стратегия не достигает поставленных целей, и тогда чиновники просто забывают о ней. Кто, например, сегодня помнит Стратегию-2020?
За годы нефтяного изобилия были созданы так называемые институты развития с завораживающими названиями: Инвестиционный фонд, Банк развития, особые экономические зоны, технопарки и т.д. Свои функции эти институты не выполняют. Вместо технопарков, по признанию того же Суркова, образовались обычные офисные центры; в особых экономических зонах вместо экспортной продукции «клепают» обыкновенный ширпотреб; Банк развития спасает за государственные средства коммерческие банки и т.д. И вот уже видные министры признают, что государство – плохой инвестор и плохой менеджер. А если так, то имеет ли смысл возлагать на него все более сложные задачи, если оно не умеет справиться с простейшими?
Время прописных истин
Кадры решают все. С нынешними государственными управленцами, мотивированными не на достижение прорывных результатов, а на освоение бюджетов, модернизация не состоится. Нужна революционная реформа, связанная с резким сокращением управленческого аппарата и столь же резким повышением его эффективности. Неприемлемо, когда люди с более чем сомнительными «кредитными историями» оказываются то главными энергетиками, то главными атомщиками, то главными нанотехнологами. Ключевые должности в государственных структурах должны замещаться гласно, открыто, на основе реальных конкурсов, где побеждать будут самые талантливые, знающие и энергичные люди независимо от возраста.
Печально, кстати, когда энергия молодых людей уходит не на созидание, а на «охоту» за иностранными послами или защиту ветеранов от пожилого диссидента.
Программы модернизации должны быть реалистичными, конкретными, научно обоснованными. Под их осуществление должны выделяться достаточные бюджетные средства, и их расходование необходимо строго контролировать. Лица, виновные в срыве тех или иных программ и проектов, должны немедленно отстраняться от должностей, а в случае выявления злоупотреблений – отдаваться под суд. На это, кстати, появляется реальная надежда, ибо в последнее время нынешний президент Дмитрий Медведев наглядно показал, что он – человек, который «речей не склонен тратить по-пустому, где можно власть употребить».
Кто-то скажет: да это же прописные истины!
Ну так пора их претворять в жизнь!
В то же время необходимо проанализировать и позитивный опыт. Например, развитие АПК или, скажем, работу вполне эффективного Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с тем, чтобы распространить те или иные оправдавшие себя подходы и механизмы на другие отрасли.
Откуда в условиях кризиса, гигантского спада производства и снижения поступлений в бюджет взять деньги на модернизацию? Ответ, увы, тривиален: на протяжении еще очень многих лет основным источником бюджетных поступлений будут служить экспорт нефти, газа, металлов и других сырьевых товаров. За последнее десятилетие доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции снизилась с 1 до 0,3%. Процесс завоевания мировых рынков высоких технологий займет десятилетия: достаточно вспомнить торговую войну, развернутую канадской компанией «Бомбардье» против бразильской компании «Эмбраер», стремившейся продвинуть на мировой рынок свои региональные самолеты.
При этом в топливно-энергетическом секторе – «святая святых нашей экономики», по выражению Владимира Путина, – важно как можно скорее навести порядок. Сегодня огромные средства «улетают в трубу» в виде сжигаемого попутного газа или нерационально разрабатываемых месторождений, уходят в офшоры в результате мошеннических финансовых схем высокопоставленных чиновников и связанных с ними бизнесменов, превращаются в предметы роскоши за счет выплаты огромных зарплат и бонусов руководителям крупных корпораций. Модернизация – это еще и определенный современный стиль жизни, где не принято выставлять напоказ часы стоимостью в миллион евро и устраивать пиршества во время чумы. Это и определенная идеология, где кумирами молодежи становятся дерзкие и волевые созидатели, а не наглые и циничные прожигатели жизни.
Кто будет «запускать» все эти позитивные процессы? Ответ опять же тривиален: государство в лице радикально обновленного управленческого аппарата. И не надо обольщаться по поводу частного бизнеса, который будто бы только и ждет свободы, дабы развернуться во всю мощь на благо страны. До сих пор так называемое государственно-частное партнерство сводилось в основном к перемещению государственных денег в карманы частных лиц.
Важно, чтобы государство как можно скорее показало пример успешного осуществления хотя бы одного модернизационного проекта, который реально улучшит ситуацию значительной части граждан. И тем самым вдохновит их «на труд и на подвиги». Без этого Россия безнадежно застрянет в том самом «отстое», где уже давно обретается скоростной поезд «Сокол».