По данным компании «Медиалогия», за последнюю пятилетку государство всерьез задумалось о проблеме алкоголизма и табакокурения лишь в июле 2009 года: тогда президент Дмитрий Медведев достаточно категорично заявил о начале антиалкогольной кампании. «На каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 17 литров чистого алкоголя», – ужасался он тогда. Именно на этот период приходится пик интенсивности упоминаний данной темы в федеральных СМИ – почти 2500 тыс. сообщений. Всего публикаций «винно-водочного» характера начиная с 2005 года насчитывается немногим более 38 тыс. (см. график 1). Справедливости ради следует заметить, что заявления президента нынешнего о необходимости искоренить пьянство в России во многом определены деятельностью в этом направлении президента предыдущего.
В январе 2005 года тогда еще глава страны Владимир Путин инициировал обсуждение возможности возвратить госмонополию на спирт. В то же время он отклонил предложение Госдумы и Совета Федерации запретить распитие пива и спиртных напитков в общественных местах. Под запретом остались лишь территории детсадов, больниц, учебных заведений и пространство внутри них. С июля следующего года вступил в силу закон о регулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции, что породило новую волну обсуждений не только в СМИ, но и в кругах алкогольных компаний. Последние оказались недовольны падением производства и выручки, что вылилось в форму открытого письма-обращения к Владимиру Путину. Впрочем, такая публичность не принесла ее инициаторам никаких результатов: ограничения остаются в силе до сих пор.
В ноябре 2006 года страницы СМИ были заполнены тревожными сообщениями (около 1000) об охватившей Россию эпидемии отравлений алкогольными суррогатами. Однако, по данным Роспотребнадзора, смертность людей в этом году была на 19,4% ниже, чем в 2005 году. Между тем правительство продолжало пропагандировать здоровый образ жизни, увеличив штрафы за распитие спиртных напитков и курение в общественных местах на несколько сотен рублей.
В преддверии предстоящих президентских выборов 2008 года мысли руководства страны были скорее всего далеки от проблемы алкоголизма сограждан. Наоборот, кое-где в регионах ретивые выборщики пытались простимулировать активность граждан «водочным набором». На протяжении 2007 года лишь изредка в СМИ попадались сообщения по данной теме, которые к тому же нельзя было назвать хоть сколько-нибудь значимыми. Впрочем, заняв пост премьер-министра, Владимир Путин вновь вернулся к идее госмонополизации спиртной продукции и оздоровлению нации. К слову сказать, до 2009 года Дмитрий Медведев, даже будучи президентом, с существенными заявлениями о национальном пристрастии к алкоголю публично не выступал. «Антиалкогольное пространство» в это время полностью принадлежало экс-президенту: его призывы бороться с «настоящей бедой России – курением и пьянством» стали звучать в СМИ все настойчивее. 31 июня 2008 года на заседании правительства, где обсуждался бюджет на следующие годы, премьер призвал начать финансирование пропаганды здорового образа жизни. В рамках этого заявления он сделал акцент на искоренении вредных привычек у подрастающего поколения.
Нацеленность на молодежь в этот период становится для Путина одной из определяющих в его политике. 2009 год был объявлен Годом молодежи. Стартуют многие проекты, направленные на поддержку подрастающего поколения. В нижнюю палату был даже внесен законопроект (правда, до сих пор не принятый), в котором предлагалось штрафовать родителей, чьи дети курят и пьют спиртное в общественных местах.
В 2009 году антиалкогольная кампания приобретает черты национального проекта. Госдума заявляет о намерении увеличить штрафы за распитие алкоголя в общественном месте вплоть до 5 тыс. руб., однако инициатива одобрения не получила. Лишь с июля 2009 года Дмитрий Медведев в своих выступлениях начинает упоминать термин «антиалкогольная кампания» (см. график 2). В августе и сентябре прошлого года информационное пространство всколыхнула масса сообщений о том, что президент взялся за очередную амбициозную задачу – искоренить алкоголизм в России. Помимо запрета на продажу спиртного несовершеннолетним, торговлю алкоголем вблизи учебных и спортивных заведений и регулирование производства и оборота спиртной продукции Медведев нашел еще один способ решить винно-водочную проблему – повысить благосостояние граждан. По его словам, «в бедной стране пьянство не победить – это аксиома».
Возможность установления модернизированной госмонополии на спирт продолжает обсуждаться в верхах. В сентябре 2009 года Медведев поручил премьеру Владимиру Путину до 1 марта 2010 года оценить с учетом международного опыта последствия госмонополии на производство и оборот спирта и алкогольной продукции. Основная задача этого процесса – понять, есть ли для этого в России условия, и определить сроки введения данной меры. Однако этот вопрос еще находится в стадии рассмотрения, а говорить о чем-то конкретном, кроме призывов на уровне заявлений со стороны руководства страны, пока не приходится. Хотя 1 марта уже скоро.